Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 августа 2012 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: Председательствующего судьи Морозовой О.А. При секретаре Бегеевой М.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированных свалок, У с т а н о в и л: Прокурор Кировского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированных свалок, указав в заявлении, что прокуратурой Кировского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения администрацией г. Астрахани природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: была обнаружена несанкционированная свалка около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга. В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Астрахани по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга, и обязать ликвидировать указанную несанкционированную свалку. Представитель прокуратуры Кировского района г. Астрахани <данные изъяты> в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель администрации г. Астрахани, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Причины неявки суду не сообщил. В силу ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица. Суд, выслушав представителя прокуратуры Кировского района г. Астрахани, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека». Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения. В соответствии со ст. 12 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого Решением Городского Совета горда Астрахани от 06.07.2004 года № 52/а, к вопросам местного значения города Астрахани относятся среди прочих организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Астрахани; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно Положению администрации города Астрахани, утвержденному Решением Городской Думы муниципального образования «Города Астрахань» № 100 от 29.06.2006, к основным функциям и полномочиям Администрации города относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Астрахани федеральными законами и законами Астраханской области. Администрация города, выполняя исполнительно-распорядительные функции в рамках имеющихся полномочий осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды; организует проведение на территории города Астрахани гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. Постановлением мэра г. Астрахани от 24.05.2010 № 3527-а-м утверждено Положение об управлении благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани, которое осуществляет свою деятельность за счет средств городского бюджета в пределах предусмотренных ассигнований в бюджете города. В соответствии с возложенными задачами управление осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета по ликвидации несанкционированных свалок (п. 3.1). На основании Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, утвержденных решением Совета г. Астрахани от 01.07.2003 № 51: юридическое лицо, имеющее в собственности или ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, коммуникации, жилые помещения обязано обеспечить санитарную очистку и уборку закрепленного участка в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, в том числе уборку тротуаров, дворовых территорий, сбор и вывоз уличного мусора и мета, хранение мусора и отходов в закрытых контейнерах, содержание в чистоте и технически исправном состоянии мест установки контейнеров и самих контейнеров; в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, запрещается вывозить твердые и жидкие бытовые отходы, строительный мусор в места, не отведенные для их захоронения и утилизации; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны, поля компостирования, перерабатывающие и сжигающие заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции и поля ассенизации. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Из материалов дела усматривается, что в результате проведенных осмотров территории г. Астрахани прокуратурой Кировского района г. Астрахани выявлены места несанкционированного размещения отходов. Согласно Акта осмотра от 31.07.2012 обнаружена несанкционированная свалка около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга. По указанному адресу на почве размещены отходы производства и потребления – отходы бумаги, картона; бутылки пластиковые; полиэтиленовые пакеты. Данная несанкционированная свалка выявлена не в результате деятельности органов местного самоуправления, а в результате прокурорской проверки, что также свидетельствует о бездействии администрации г. Астрахани в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Астрахани; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, представленная совокупность доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что в результате неосуществления должного контроля и неисполнения своих функциональных обязанностей администрацией города нарушаются охраняемые законом интересы граждан и установленные законом требования по охране окружающей среды. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Кировского района г. Астрахани в части признания незаконным бездействия администрации г. Астрахани, выразившееся в непринятии мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга, следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В данном случае следует обязать администрацию г. Астрахани принять меры по ликвидации несанкционированной свалки около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать незаконным бездействие администрации г. Астрахани выразившееся в непринятии мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга. Обязать администрацию г. Астрахани принять меры по ликвидации несанкционированной свалки около Дворца Бракосочетания в акватории от моста по ул. Адмиралтейская до пересечения канала с р. Волга. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца. Судья: О.А. Морозова