Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2012 г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой при секретаре М.Б.Сарбасовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазанова ФИО10, Рамазановой ФИО11, действующих в своих интересах и интересах своих ФИО12, к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКЭУ «2002 ОМИС» Минобороны РФ КФл, ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Астраханской области, администрации г.Астрахани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Рамазанов М.Т., Рамазанова М.К., действующие в своих интересах и интересах своих ФИО13, обратились в суд с иском, указав, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № им предоставлена <адрес> кор.1 в <адрес>. Указанная квартира находится в федеральной (государственной) собственности Российской Федерации. На его обращение в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по вопросу приватизации квартиры ему дан ответ, что порядок предоставления жилых помещений в собственность гражданам -военнослужащим до настоящего времени не урегулирован и рекомендовано обратиться в суд. По указанным основаниям истцы просят признать за ними и детьми право общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации. В судебное заседание от истцов поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель истцов Киричек И.В. доводы иска поддержал. Представитель ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКЭУ «2002 ОМИС» Минобороны РФ КФл, ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Астраханской области, администрации г.Астрахани в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили ряд заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителей, оставили рассмотрение вопроса на усмотрение суда. Начальник морской инженерной службы Каспийской флотилии Плотников А.Н. считает требования истцов обоснованными. Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец с семьей занимает по договору социального найма <адрес>. Указанное домовладение введено в эксплуатацию постановлением администрации г.Астрахани от 31.12.1996 № 4448/209. Застройщиком домовладения являлась войсковая часть 91304. Постановлением администрации г.Астрахани от 07.07.1997 № 1965 «О заселении 117-квартирного жилого <адрес>, корпус 1 по <адрес>» утвержден список граждан по предоставление квартир, в том числе, согласно распределению жилой площади Каспийской флотилии по войсковым частям. Согласно указанному списку <адрес> подлежала распределению в/ч 62780 «А». В дальнейшем квартира использовалась для предоставления жилья военнослужащим. Между тем, в материалы дела представлена выписка из реестра муниципального имущества о том, что спорная квартира относится к муниципальной собственности со ссылкой на постановление администрации г.Астрахани от 19.08.1997 № 2363. Однако из данного постановления следует, что выстроенный жилой дом по <адрес> <адрес> передается на баланс эксплуатационным службам города, а не в собственность муниципального образования. Рамазанов М.Т., увольняемый в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ был оставлен в списках очередников военнослужащих, а затем ему предоставлена указанная квартира на состав семьи 4 человека (он, супруга, двое детей). 6.09.2010 с истцом ФГКЭУ 2002 ОМИС МО РФ Каспийская флотилия заключен договор найма жилого помещения. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054. Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 данного Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства. Приведенные положения Закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей дают основания для утверждения, что даже сам по себе факт включения квартиры в состав муниципального имущества, не может служить основанием для отказа истцу в его требованиях. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает дополнительные права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере. В соответствии с п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Из ответа ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в Астраханской области следует, что <адрес> была представлена к учету в реестре федерального имущества в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКЭУ ОМИС 2002 МО РФ. Процедура учета приостановлена в связи с непредставлением правоустанавливающих документов. Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности: принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (подп. "м"); осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подп. "н"); предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений (подп. "о"). Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является органом, который имеет право формировать специализированный жилищный фонд. В Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Положение об указанном Департаменте утверждено Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда; предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, указанные нормативные акты регулируют отношения по выполнению вышеуказанных действий в отношении жилых помещений, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления. Однако занимаемое истцом и его детьми жилое помещение к таковым не относится, не относится указанное жилое помещение и к специализированному жилищному фонду, не расположено оно на территории закрытого военного городка. Поскольку, судом установлено, что истец с семьей занимает изолированное жилое помещение, проживает и зарегистрирован в нем, несет расходы по его содержанию, указанные выше обстоятельства не могут служить препятствием для реализации истцом жилищных прав, в том числе права на приватизацию занимаемого жилого помещения. Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона). Согласно статье 1 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на «законное ожидание» получения эффективного пользования правом собственности. Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие статьи 4 Закона, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом. Согласно представленным справкам истцы с детьми в ранее в приватизации не участвовали, ограничений для приватизации, установленных законом ( ст.4), не имеется. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Рамазановых подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Рамазанова ФИО14, Рамазановой ФИО15, действующих в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, удовлетворить. Признать за Рамазановым ФИО16, Рамазановой ФИО17, Рамазановым ФИО18, Рамазановым ФИО19 право общей долевой собственности в равных долях (по 1/4 доли) на <адрес> корпус 1 по <адрес>, общей площадью 70,8 кв.м. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца. Судья: