№2-2788/2012 ПО ИСКУ ПОЛЯКОВОЙ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2012 года Кировский районный суд города Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Бутыриной О.П

При секретаре Багмашевой Р.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой <данные изъяты> к Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства, Министерству социального развития и труда по Астраханской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, обязании включить в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем

УСТАНОВИЛ:

Полякова А.В. обратилась в суд с иском, указав в обоснование своих доводов, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Полякова А.А., имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в порядке, предусмотренном ст.21, 22 Федерального закона «О ветеранах». С 1982 года зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме по адресу <адрес>.

17 февраля 2011 года обратилась с заявлением в администрацию МО «Сасыкольский сельсовет» о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Однако в принятии на учет было отказано по мотивам обеспеченности жилой площадью. Данный отказ был обжалован в судебном порядке, решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 15 сентября 2011 года действия администрации признаны незаконными и суд обязал осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

28 сентября 2011 года на основании постановления администрации МО « Сасыкольский сельсовет» была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 19 апреля 2012 года было отказано в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем, так как она является собственником жилого помещения общей площадь. 31, 9 кв.м., обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, принятой на территории МО «Сасыкольский сельсовет»

С данным решением не согласна, поскольку не было учтено, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, ей 82 года, дом требует капитального ремонта, бытовые условия отсутствуют и в силу возраста она не в состоянии осуществлять ремонт дома.

В связи с этим просила суд признать решение комиссии в части отказа в предоставлении меры социальной поддержки в обеспечении жильем незаконным и обязать комиссию включить ее в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В судебном заседании представитель Поляковой Мартышкина О.В. поддержала требования, изложенные в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства АО, Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Володин Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать, пояснив суду, что решение принято в строгом соответствии с законом и в рамках предоставленных комиссии полномочий, оснований для предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты не имеется, поскольку Полякова А.В. является собственником жилого помещения, проживает в благоустроенном жилом доме, обеспеченность превышает норму, установленную на территории муниципального образования. Сведений о том, что жилой дом, признан в установленном порядке ветхим и аварийным либо подлежит капитальному ремонту, в комиссию представлено не было и как пояснено представителем истца вообще отсутствует. При предоставлении таковых документов комиссия вправе вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении меры социальной поддержки Поляковой А.В. Просил суд обратить внимание на полномочия комиссии, в соответствии с которыми комиссия определяет правомерность включения кандидата в сводный список и само по себе нахождение на очереди в улучшении жилищных условий не является основанием для получения социальной выплаты.

Остальные ответчики в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Просила суд обратить внимание на полномочия комиссии, в соответствии с которыми комиссия определяет правомерность включения кандидата в сводный список и само по себе нахождение на очереди в улучшении жилищных условий не является основанием для получения социальной выплаты.

В соответствии сост.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав доводы всех участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.21, 22 Федерального закона РФ «О ветеранах» вдовам участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона.

В соответствии с положениями данной статьи Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичные положения содержит ст.32 Закона Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 10.10.2006 года № 75\2006-ОЗ, в соответствии с которой жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

Мера социальной поддержки предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области.

Формирование списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется структурными подразделениями с правами юридического лица исполнительного органа государственной власти Астраханской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социального развития.

Указанные списки формируются в порядке существующей очередности ежегодно по состоянию на 1 мая согласно сведениям, представленным органами местного самоуправления с приложением соответствующих документов, в том числе, выписки из решения органа местного самоуправления (жилищной комиссии) о принятии гражданина на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указаны дата и основание принятия на учет, состав семьи, номер очередности (п.п.4 ч.2 ст.33 Закона Астраханской области).

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещении, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, все 4 основания перечислены в ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих.

В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная нома устанавливается органом местного самоуправления

На территории г.Астрахани учетная норма жилой площади установлена Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 30 мая 2006 года № 61 и составляет 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

На территории МО «Сасыкольский сельсовет» учетная норма жилой площади составляет 16 кв.м. –установлена на основании постановления главы МО «Сасыкольский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч.4 ст.52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных предоставленных в соответствии с ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ документов.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.(ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

В судебном заседании было установлено, что 19 апреля 2012 года комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан было принято решение об отказе Поляковой А.В. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что она имеет жилье в собственности – жилой дом, общей площадью 31, 9 кв.м., что выше нормы предоставления жилого помещения (16 кв.м.).

Как было установлено в судебном заседании Полякова А.В. 17 февраля 2011 года обратилась с заявлением в администрацию МО «Сасыкольский сельсовет» о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Однако в принятии на учет было отказано по мотивам обеспеченности жилой площадью. Данный отказ был обжалован в судебном порядке, решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 15 сентября 2011 года действия администрации признаны незаконными и суд обязал осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

28 сентября 2011 года на основании постановления администрации МО « Сасыкольский сельсовет» была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно представленных документов, имеющихся в учетном деле, Полякова А.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны Полякова А.А. и имеет право на льготы, установленные ст.21, 22 Федерального закона «О ветеранах».

Как было установлено в судебном заседании, Полякова А.В. с 1982 года зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме по адресу <адрес>.

Ей на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 31, 9 кв.м.

Сведений о том, что жилой дом признан непригодным для проживания и нуждается в проведении капитального ремонта суду представлено не было. Отсутствовали такие сведения и у комиссии, что и послужило основанием для принятия решения об отказе в связи с обеспеченностью учетной нормой жилого помещения.

Данный отказ суд считает законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями закона и предоставленными полномочиями комиссии, поскольку Полякова А.В. является собственником жилого помещения., обеспеченность жильем составляет более учетной нормы- 31, 9 кв.м при норме 16 кв.м.

Как было пояснено представителями ответчиков, и установлено судом, полномочий у комиссии по снятию граждан с учета не имеется. Однако они вправе рекомендовать жилищной комиссии решить вопрос о снятии гражданина с очередности.

В соответствии со ст.13 Закона Астраханской области « О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» орган местного самоуправления ежегодно в период с 01 января по 01 апреля производит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

По результатам полученных сведений принимается решение о перерегистрации граждан или о снятии их с учета.

В судебном заседании было установлено, что есть решение суда об обязании осуществить постановку Поляковой А.В. на учет в связи с ранее принятым решением об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований снятия их с учета, в том числе, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (нуждаемость).

ри этом необход

Доводы представителя истца о том, что Полякова А.В. не снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ей должна была быть предоставлена социальная выплата, суд считает не состоятельными, поскольку в Федеральном законе «О ветеранах» определено, что право на получение такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем имеют граждане- участники и ветераны Великой Отечественной войны,и приравненные к ним лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Учитывая, что меры социальной поддержки предоставляются не всем льготникам, а только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, и на момент рассмотрения вопроса комиссией было установлено, что основания нуждаемости у Поляковой А.В. отсутствуют, комиссией правомерно было принято решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.

Не нашли своего подтверждения и доводы представителя истца в той части, что дом, в котором проживает Полякова А.В., нуждается в капитальном ремонте.

Доказательств этим доводам представлено не было и как было пояснено самим представителем истца в установленном порядке о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту они не обращались.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.33 Закона Астраханской области « О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» формирование списка получателей мер социальной поддержки происходит не только на основании нахождения на очереди нуждающихся в жилых помещениях и предоставления соответствующей выписки из решения органа местного самоуправления.

Данная статья содержит перечень документов, предоставляемых в комиссию: документы, удостоверяющие личность, ; документ, подтверждающий право на получение меры социальной поддержки; документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи; выписки из технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией; выписки из домовой книги; справки органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи; документ о регистрации в жилом помещении; выписку из решения жилищной комиссии о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указана дата и основание принятия на учет, состав семьи, номер очередности. ; акт обследования жилищных условий.

Таким образом, принимая решение о предоставлении меры социальной поддержки комиссия проверяет все обстоятельства на момент принятия решения и предоставление и наличие выписки о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не является безусловным основанием для предоставления указанной меры. Только в совокупности всех предоставленных документов делается вывод о наличии либо отсутствии оснований для принятия решения об обоснованности включения в сводный список и предоставления социальной выплаты.

Таких оснований у Поляковой А.В. на момент принятия комиссией решения не имелось.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для признания решении комиссии незаконным не имеется.

Вопрос об отказе в предоставлении социальной выплаты разрешен комиссией в соответствии с требованиями закона и в рамках предоставленных полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Поляковой <данные изъяты> отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский Областной суд в течение месяца с момента вынесения решения.

Судья: Бутырина О.П.