2-3407/2012 по жалобе Перовой А.И. на действия судебного пристава исполнителя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Ураховой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Перовой А. И. на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области по формированию, утверждению, и регистрации землеустроительного дела,

У С Т А Н О В И Л :

Перова А.И. обратилась в суд с заявлением, указав, что землеустроительное дело на земельный участок, расположенный по адресу: урочище Капитанское правый берег р. Харабалык, зарегистрировано 16 июля 2007г. уполномоченным органом и ему присвоен архивный номер 2743. При формировании этого землеустроительного дела уполномоченным органом были допущены существенные нарушения требований закона. Так в оспариваемом землеустроительном деле нет ни постановления (решения) главы Муниципального образования «<адрес>» о выделении ей земельного участка площадью 13,5 га в границах урочище Капитанское правый берег <адрес>, ни свидетельства о регистрации за ней права собственности на этот объект недвижимости. Отсутствие этих документов свидетельствует об отсутствии у государственного органа правовых оснований для формирования, утверждения и приема в архив землеустроительного дела на её имя на земельный участок, расположенный по указанному адресу. Также в этом землеустроительном деле акт согласования границ, технический проект и техническое задание не утверждены. Не соответствующие закону действия по формированию и утверждению уполномоченным органом землеустроительного дела с архивным номером 2743 от 16 июля 2007г. повлекли нарушение её прав на вынесение судом решения по спору о праве на земельный участок. В связи с этим она была вынуждена обратиться в суд и просит признать недействительным землеустроительное дело с архивным номером 2743 от 16 июля 2007г. о межевании ей земельного участка площадью 13,5 га по адресу: урочище Капитанское правый берег реки Харабалык.

В ходе рассмотрения дела Перова А.И. заявленные требования уточнила и в настоящее время просит признать незаконными действия Территориального отдела №6 по Харабалинскому району Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Астраханской области в лице правопреемника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Астраханской области по формированию, утверждению и регистрации землеустроительного дела с архивным номером 2743 от 16 июля 2007г. земельного участка площадью 13,5 га по адресу: урочище Капитанское правый берег реки Харабалык, и как совершенных в нарушение требований закона и без выражения её воли.

В судебном заседании представитель заявителя Перовой А.И. по доверенности Абакумова Л.В. последние требования поддержала по основаниям, изложенным в дополнительном заявлении, просила удовлетворить.

Заявитель Перова А.И. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, что её представитель в суде подтвердил. Ранее представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее Управление Росреестра по Астраханской области) Рожкова Т.О. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 18 июня 2001г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 23 указанного Федерального закона Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения (ст. 4 Федерального закона от 18 июня 2001г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»).

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003г. (далее Методические рекомендации) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

В силу п.4 Методических рекомендаций межевание объектов землеустройства проводится:

1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства);

2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства).

Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания - Приложение 1). Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком (п.5 Методических рекомендаций).

При этом в соответствии с п.6 Методических рекомендаций межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: 1) подготовительные работы; 2) составление технического проекта; 3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; 4) определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; 5) определение координат межевых знаков; 6) определение площади объекта землеустройства; 7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; 8) формирование землеустроительного дела; 9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

Согласно разделу 18 Методических рекомендаций при формировании землеустроительного дела рекомендуется принимать во внимание, что в землеустроительное дело включаются материалы межевания в определенной последовательности.

Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.

Подпись и печать, утверждающие материалы межевания, ставятся на титульном листе землеустроительного дела. Подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, ставятся на самом документе.

Утверждению подлежат все представленные на утверждение экземпляры землеустроительных дел.

Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику.

Согласно п.п. 3, 5, 17 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. №514 Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации:

а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти;

в) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности.

Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных 1 экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в месячный срок со дня ее утверждения.

В соответствии с требованиями п. 3.6 Приказа Минземстроя РФ от 25 сентября 1998г. N 98-1 «О введении единой системы ведения государственного земельного кадастра государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по единой системе.

Основанием для государственного кадастрового учета является заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем иных прав, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета.

Вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и документами о формировании объекта физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.

В процессе государственного кадастрового учета производится: формирование кадастрового дела объекта; нанесение объекта на дежурную кадастровую карту (план); изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета; присвоение объекту кадастрового номера; занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Перова А.И. является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 10000 кв.м. и 125000 кв.м., по адресу: <адрес> между е<адрес> и е<адрес>. Данное право возникло на основании постановления главы администрации <адрес> от 27 октября 1998г. №366 и выданного на его основании свидетельства о праве собственности от 18 января 1999г. №308336.

Исходя из землеустроительного дела архивный номер 2743 от 2007г. на основании заявления Перовой А.И. от 7 февраля 2007г. индивидуальным предпринимателем Сорокиным Ю.В. было выполнено межевание земельного участка по адресу: между е<адрес> и е<адрес> (л.д.82).

Работы по межеванию выполнялись индивидуальным предпринимателем в соответствии с заданием, утвержденным Перовой А.И. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83).

При формировании указанного землеустроительного дела были оформлены все предусмотренные Методическими рекомендациями документы в установленной в этих рекомендациях последовательности.

Так для установления и согласования в натуре границ земельного участка по адресу: урочище Капитанское правый берег реки Харабалык между е<адрес> и е<адрес> на ДД.ММ.ГГГГ были приглашены все заинтересованный лица: Перова А.И. (л.д.93), МО «<адрес>» (л.д. 94), Строков А.В. (л.д.95).

В этот же день 20 апреля 2007г. указанными лицами был подписан акт согласования границ земельного участка, принадлежащего Перовой А.И. по адресу урочище Капитанское правый берег реки Харабалык, между е<адрес> и е<адрес> (л.д.96).

После выполнения индивидуальным предпринимателем работ по межеванию в соответствии с требованиями Методических рекомендаций включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) были утверждены территориальным органом Росземкадастра, в частности территориальным отделом по <адрес>. При этом в соответствии с требованиями указанного нормативного правового акта были проставлены подпись и печать, утверждающие материалы межевания, на титульном листе землеустроительного дела, а также подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, на самом документе (л.д. 74, 102).

Таким образом, землеустроительное дело было сформировано и утверждено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Также судом не установлено нарушений при регистрации землеустроительного дела, поскольку регистрация в данном случае состоит только в присвоении землеустроительному делу определенного архивного номера.

При этом действия регистратора и иного должностного лица по регистрации определенного земельного участка заявителем не оспаривались.

Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что в материалах землеустроительного дела отсутствуют документы, подтверждающие право собственности Перовой А.И. на отмежованный земельный участок, поскольку они не нашли своего подтверждения. Как усматривается из землеустроительного дела, в нем имеется свидетельство о праве собственности на землю (л.д.84).

Что касается доводов о том, что в этом свидетельстве и землеустроительном деле указаны разные адреса спорного земельного участка, то они также необоснованны, поскольку в свидетельстве определенный адрес земельного участка отсутствует, а в землеустроительном деле указан полный его адрес: урочище Капитанское, правый берег реки Харабалык, между е<адрес> и е<адрес>. Этот адрес совпадает с адресом, указанным в постановлении главы администрации <адрес> от 27 октября 1998г. №366.

Доводы заявителя о том, что формирование и утверждение землеустроительного дела противоречат требованиям Инструкции по межеванию земель, также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с письмом Росземкадастра от 28 февраля 2003г. N АО/54 «О применении «Инструкции по межеванию земель» вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулируются статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства" и от 11.07.2002 N 514 "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В связи с этим 17 февраля 2003 года утверждены следующие документы: "Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" и "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства".

В соответствии с вышеизложенным "Инструкция по межеванию земель", утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшая правовую экспертизу Минюста России в 1996 году, применяется в части, не противоречащей упомянутым Федеральным законам и нормативным правовым актам с учетом положений утвержденных методических рекомендаций.

Учитывая указанные разъяснения уполномоченного органа применение п. 14.2 Инструкции возможно только в части не противоречащей Методическим рекомендациям.

Кроме того, ни в заявлении Перовой А.И. ни в пояснениях представителя Перовой А.И. не содержится указания на то, какие именно права заявителя были нарушены в результате формирования, утверждения и регистрации землеустроительного дела именно органом, чьи действия оспариваются.

Как видно из представленных документов все работы по межеванию и формированию землеустроительного дела проводились индивидуальным предпринимателем Сорокиным Ю.В., который сотрудником территориального отдела по <адрес> и Управления Росреестра по Астраханской области не являлся и не является. Проведение экспертизы представленных для постановки на кадастровый учет документов возможно только по заявлению заинтересованного лица и в случаях прямо предусмотренных законом. Последующие регистрационные действия по спорному земельному участку (внесение данных в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) были произведены по заявлению Перовой А.И. на основании представленных ею документов на земельный участок и кадастрового паспорта без исследования землеустроительного дела.

Таким образом, нарушений прав Перовой А.И. должностными лицами Управления Росреестра по Астраханской области не установлено.

Кроме того, в судебном заседании представителем Управления Росреестра по Астраханской области было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности и отказе в удовлетворении заявленных требований по этим основаниям.

Суд полагает, что это ходатайство является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из заявления Перовой А.И., с землеустроительным делом она имела возможность ознакомиться при рассмотрении иного гражданского дела в ноябре 2011г.. Однако с заявлением об оспаривании действий она обратилась 17 апреля 2012г., то есть спустя более четырех месяцев, с нарушением установленного срока.

При этом ходатайство представителя заявителя о восстановлении срока исковой давности удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств наличия уважительных причин его пропуска суду не представлено.

Доводы представителя заявителя о том, что решение суда от 22 ноября 2011г., основанное на документах этого землеустроительного дела, вступило в законную силу только 29 февраля 2012г., не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают уважительность причин пропуска срока, установленного для обращения за защитой нарушенного права, исчисляемого с того момента, когда заявителю стало известно о таком нарушении. ела в ноябре 2011г.о гражданскоделом она имела возможность ознакомиться вестно по следующим оснвоаниям.о ходатайство о примен

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Перовой А. И. о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области по формированию, утверждению, и регистрации землеустроительного дела с архивным номером №2743 от 16 июля 2007г. земельного участка площадью 13,5 га по адресу: урочище Капитанское правый берег <адрес> отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 29 августа 2012г.

Судья: