РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 августа 2012 г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Хохлачевой О.Н. при секретаре Пряхиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Астрахани обратившегося в интересах Поляковой Л. Г. к Администрации муниципального образования «город Астрахань» об обязании принять меры к обеспечению соответствия муниципальной квартиры установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, обязании в двух месячный срок провести капитальный ремонт муниципального жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Астрахани обратился в суд с иском в интересах Поляковой Л.Г. к Администрации МО «г. Астрахани», указав, что прокуратурой г. Астрахани по обращению Поляковой Л.Г. по вопросу непринятия администрацией г. Астрахани мер по ремонту муниципальной <адрес> проведена проверка, в ходе которой было установлено, что заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с техническим заключением о состоянии основных строительных конструкций, выполненном МУП г. Астрахани «ППАПП» в 2003 году, основные строительные конструкции данной квартиры находятся в неудовлетворительном состоянии, имеется значительный физический износ всего здания, жилые помещения квартиры не соответствуют санитарно-гигиеническим условиям, что стало возможным в результате непринятия администрацией г. Астрахани должные мер по обеспечению сохранности муниципального жилья. Распоряжением администрации г. Астрахани от 29.12.2010 №1094-р дальнейшее использование жилого помещения <адрес> определено как подлежащее капитальному ремонту, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации <адрес> поручено включить в план капитального ремонта на 2011 год работы по ремонту подвального перекрытия под жилым помещением без отселения граждан. Постановлением администрации г. Астрахани от 15.11.2010 №9081 утверждена долгосрочная целевая программа муниципального образования «Город Астрахань» «Проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда города Астрахани в 2011-2013 годах», в которую включено в 2011 году провести мероприятие по подготовке проектно-сметной документации капитального ремонта жилого помещения <адрес>, однако отделом по организации жилищного хозяйства УКС и ЖКХ администрации г. Астрахани только 30.05.2012 направлено поручение разместить муниципальный заказ на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт квартиры по вышеуказанному адресу. До настоящего времени муниципальный заказ не размещен, соответственно капитальный ремонт занимаемого Поляковой Л.Г. жилого помещения не производился. Денежные средства из бюджета муниципального образования «город Астрахань» на проведение капитального ремонта не выделялись. В связи с этим прокурор города Астрахани был вынужден обратиться в суд в интересах Поляковой Л.Г. и просит обязать ответчика Администрацию МО «г. Астрахань» принять меры к обеспечению соответствия муниципальной <адрес> установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, обязании в двух месячный срок провести капитальный ремонт муниципального жилого помещения <адрес>. Представитель прокуратуры г. Астрахани Моралева К.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила удовлетворить иск. Полякова Л.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации г. Астрахани Умерова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Просила в иске отказать в полном объеме. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Согласно части 2 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя. В силу пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8). Из "Положения об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), введенного в действие с 1 июля 1989 года, следует, что установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кирпичных жилых зданий до постановки на капитальный ремонт 20 лет. Согласно п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износами разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается в судебном заседании многоквартирный жилой <адрес>, в <адрес> является памятником культуры и включен в список объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность Усадьба городская кон. XIX в». Полякова Л.Г. с 2010 года является нанимателем <адрес> вышеуказанном доме и состоит на регистрационном учете по данному адресу. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что данная квартира находится в муниципальной собственности г. Астрахани. В соответствии с пунктом 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 3155 наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, Наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателе. Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно технического заключения о состоянии основным строительных конструкций жилого дома литера «А,Б» № по <адрес>, в <адрес>, выполненного МУП г. Астрахани «ППАПП» в 2003 году, основные строительные конструкции жилых помещений квартиры № 7 в данном доме находятся в неудовлетворительном состоянии, имеется физический износ всего здания, несоответствие санитарно-гигиеническим условиям проживания в жилых помещениях. Из заключения городской межведомственной комиссии от 19.11.2010 усматривается, что жилое помещение <адрес> жилого <адрес>, в г. Астрахани признано непригодным для проживания. Распоряжением администрации г. Астрахани от 29.12.2010 №1094-р дальнейшее использование жилого помещения квартиры № 7 по ул. Фиолетова/ул. Кибальчича, д. 17/1 в г. Астрахани определено как подлежащее капитальному ремонту, комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани поручено включить в план капитального ремонта на 2011 год работы по ремонту подвального перекрытия под жилым помещением без отселения граждан. Судом установлено, что Постановлением администрации г. Астрахани от 15.11.2010 №9081 утверждена долгосрочная целевая программа муниципального образования «Город Астрахань» «Проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда города Астрахани в 2011-2013 годах», в которую включено в 2011 году проведение мероприятий по подготовке проектно-сметной документации капитального ремонта жилого помещения <адрес>. Между тем судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что лишь 30.05.2012 ответчиком направлено поручение разместить муниципальный заказ на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт квартиры по вышеуказанному адресу. До настоящего времени муниципальный заказ не размещен, соответственно капитальный ремонт занимаемого Поляковой Л.Г. жилого помещения не производился. Денежные средства из бюджета муниципального образования «город Астрахань» на проведение капитального ремонта не выделялись. Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав Поляковой Л.Г. как нанимателя, с учетом требований Жилищного кодекса РФ и Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88 (р), суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о возложении на наймодателя - муниципальное образование «Город Астрахань» обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, занимаемого Поляковой Л.Г. и обеспечить соответствие муниципальной <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Астрахани, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. При возложении такой обязанности судом учитывается фактическое состояние жилого помещения, требующее капитального ремонта, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Между тем, требования об установлении двух месячного срока выполнения капитального ремонта удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одним из принципов бюджетного законодательства является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которого, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 57 Устава МО «Города Астрахань» администрация города Астрахани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани, ее финансирование осуществляется в соответствии с бюджетом МО «Город Астрахань», утвержденным решениями Городской Думы. Судом установлено, что муниципальная <адрес>, как объект подлежащий капитальному ремонту была включена в долгосрочную целевую Программу муниципального образования «Город Астрахань» «Проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда города Астрахани в 2011-2013 годах», утвержденную постановлением администрации г. Астрахани от 22.05.2012 №4252, с плановыми мероприятиями на изготовление проектно-сметной документации, технических заключений. Поскольку, свободный остаток ассигнований в росписи бюджетных средств ГРБС в объеме, необходимом для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт вышеуказанной квартиры отсутствовал, было осуществлено перераспределение лимитов по программе. Кроме того, реализация вопросов местного значения заказчиком осуществляется силами подрядчиков и поставщиков выбранных в порядке, определяемом нормами Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с которым любые действия по выполнению работ должны осуществляться в соответствии с нормами данного закона, то есть в соответствии с регламентированной процедурой проведения аукциона, конкурса, запроса котировок на проведение каждого вида работ, в соответствии с установленным законодательством сроками. Заказчик размещает заказы на выполнение работ согласно выделенных бюджетных ассигнований. Капитальный ремонт осуществляется путем выбора исполнителя услуг (подрядной организации) через процедуру проведения аукциона. При этом процедура проведения аукциона предполагает сроки, установленные ч. 1 ст. 45.5 и ст. 41.12 вышеназванного закона. Судом установлено, что в настоящее время ответчиком подготовлены необходимые документы на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальной квартиры, занимаемой Поляковой Л.Г. и 27.08.2012 заключен муниципальный контракт с ЗАО «ЦИВССМ» на выполнение работ по обследованию состояния строительных конструкций и разработку проектно-сметной документации на капитальной ремонт данной квартиры. Срок выполнения работ по контракту: начало работ – один календарный день с момента заключения контракта; окончание работ – в течение 30 календарных дней с момента начала работ. Учитывая, что на описанную выше процедуру, в соответствии с требованиями законодательства предусмотрены определенные сроки, которые значительно превышают сроки указанные в исковом заявлении, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, процедуре размещения заказа и срокам заключения контракта, предусмотренным нормами Федерального закона 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования «город Астрахань» принять меры к обеспечению соответствия муниципальной <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Астрахани, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Обязать Администрацию муниципального образования «город Астрахань» провести капитальный ремонт муниципального жилого помещения - <адрес>. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: О.Н.Хохлачева