2-3690/2012 по иску прокурора Ленинского района г. Астрахани в инт Грантовской Г.А.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012г.

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи. Хохлачевой О.Н

при секретаре Пряхиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Грантовской Г. А., Титова С. И. к администрации г.Астрахани, с привлечением третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области об обязательстве предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Грантовской Г.А., Титова С.И. указав, что на основании договора передачи от 19.12.1994 г. Грантовской Г.А. и ее сыну Титову С.И. равных долях была передана в собственность в порядке приватизации <адрес>. Заключением городской межведомственной комиссии от 13.08.2010 года многоквартирный жилой дом литера В по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На основании этого заключения администрацией г. Астрахани было издано распоряжение администрации г. Астрахани 659-р от 06.09.2010 года, которым утвержден реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который включено и спорное домовладение. Титов С.И. является инвали<адрес> группы с диагнозом <данные изъяты>. Заболевание, которым страдает Титов С.И., входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006. Не смотря на указанные обстоятельства и то, что Грантовская Г.А. с 1982 года состоит на учете с составом семьи 2 человека в качестве нуждающейся в жилом помещении общегородской очереди под № 159, с 2002 года в льготном списке очередности инвалидов 1-2 группы по общему заболеванию под № 93, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке им до настоящего времени не выделено. В связи с чем прокурор просит обязать администрацию г. Астрахани предоставить Грантовской Г.И. и Титову С.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью в соответствии с установленной нормой предоставления на состав семьи 2 человека, не менее двух комнат, с учетом заболевания Титова С.И..

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Елин Е.Р. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Грантовская Г.А., действующая в своих интересах и интересах Титова С.И., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим, о причинах неявки суду не сообщила, возражений не представила.

Представитель администрации г.Астрахани Тырнова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, причины не явки суду не сообщил, возражений не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что <адрес> на основании договора передачи от 19.12.1994 года в порядке приватизации принадлежит Грантовской Г.А. и Титову С.И. на праве собственности в равных долях, что подтверждается представленным правоустанавливающим документом и свидетельствами о государственной регистрации права. Вышеуказанное жилое помещение состоит из двух жилых комнат, общей площадью 28,7 кв.м., жилой площадью 28,7 кв.м.

Согласно заключению городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за основные строительные конструкции многоквартирного дома литера В по <адрес>, находятся в недопустимом и ветхом состоянии, учитывая неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия проживания, длительный срок эксплуатации, не соответствие жилых квартир требованиям объема планировочного решения по СниП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», комиссия приняла решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу. На основании этого заключения администрацией <адрес> было издано распоряжение администрации <адрес> 659-р от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который включено и спорное домовладение.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Грантовская Г.А. с 1982 года состоит на учете с составом семьи 2 человека в качестве нуждающейся в жилом помещении общегородской очереди по<адрес>, с 2002 года в льготном списке очередности инвалидов 1-2 группы по общему заболеванию по<адрес>. Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Таким образом, поскольку Грантовская Г.А. и Титов С.И., приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а жилое помещение, в котором они проживают в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу, то есть непригодным для проживания, то у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Кроме этого, судом установлено, что Титов С.И. является инвали<адрес> группы с диагнозом F20/01, что подтверждается справкой МСЭ-016 от 0410.2003г. и справкой выданной ГБУЗ АО «ОКПБ» от ДД.ММ.ГГГГ . Заболевание, которым страдает Титов С.И., входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой КЭК от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ АО «ОКПБ».

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Следует отметить, что данная категория граждан подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утв. Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из позиции администрации г.Астрахани, указанная категория граждан должна обеспечиваться жильем за счет средств субъекта РФ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ », нормы которого предусматривают, что определение порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 устанавливается законодательством субъектов РФ (ст.17).

Действительно, в Астраханской области порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет до 01.01.2005 регулируется Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области».

Норма части 1 статьи 49 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 3 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Нормой статьи 2 указанного Закона Астраханской области установлен перечень лиц, кому может предоставляться жилое помещение из государственного жилищного фонда Астраханской области и Титов С.И. под указанный перечень не подпадает.

В то же время, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Частью первой статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как было указано, в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Из статьи 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию г.Астрахани предоставить Грантовской Г. А., Титову С. И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с установленной нормой предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 2 человека, не менее 2-х комнат, с учетом заболевания Титова С. И..

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Хохлачева О.Н.