2-3971/2012 по иску Шарапатовой Т.А. об обжаловании действий УФМС по АО



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Ураховой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шарапатовой Т. А. об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы РФ по Астраханской области о снятии с учета, понуждении восстановить срок действия статуса вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца

У С Т А Н О В И Л :

Шарапатова Т.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что вместе с мужем приехала в Астраханскую область из Азербайджанской Республики в августе 1996г. в связи с межнациональной рознью. В начале июля 1998г. ей и её мужу Безручко И.В. был присвоен статус вынужденных переселенцев, при этом дело вынужденного переселенца было оформлено на мужа. За время действия статуса вынужденного переселенца её семье не была оказана какая-либо помощь. В середине 2003г. состояние здоровья её мужа ухудшилось, у него участились припадки эпилепсии и обострилось хроническое психическое заболевание. В июне 2010г. у них родилась дочь, которая с рождения стоит на учете у невролога. В июле 2012г. её муж умер. После его смерти его мать потребовала чтобы она с ребенком покинула её дом. Однако иного жилого помещения ни она ни ребенок не имеют. В связи с этим она обратилась в УФМС по Астраханской области по вопросу предоставления ей жилья как вынужденному переселенцу. При этом ей сообщили, что её сняли с учета как вынужденного переселенца. После этого она написала заявление с просьбой восстановить срок действия статуса вынужденного переселенца, поскольку она не обустроена. Однако письмом УФМС России по Астраханской области в удовлетворении её обращения было отказано поскольку 31 июля 2003г. комиссия управления уже приняла решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и снятии с регистрационного учета. Считает что её права нарушены в связи с чем обратилась в суд и просит восстановить ей срок на обжалование решения Управления по делам миграции УВД Астраханской области от 31 июля 2003г. о снятии её с учета в качестве лица, имеющего статус вынужденного переселенца; признать решение Управления по делам миграции УВД Астраханской области от 31 июля 2003г. о снятии её с учета в качестве лица, имеющего статус вынужденного переселенца по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п.2 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» незаконным; обязать УФМС России по Астраханской области восстановить ей срок действия статуса вынужденного переселенца; восстановить ей срок на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца.

В судебном заседании Шарапатова Т.А. требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила удовлетворить.

Представитель УФМС РФ по Астраханской области Дрожкина Н.Н. требования заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в августе 1996 г. Шарапатова Т.А. и её муж Безручко И.В. прибыли на постоянное место жительства в г.Астрахань.

По ходатайствам супругов решением миграционной службы Астраханской области от 30 апреля 1998г. им был предоставлен статус вынужденных переселенцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона. Срок действия статуса вынужденного переселенца, предоставленный Шарапатовой Т.А. и Безручко И.В. истек 18 июня 2003 года.

При этом 16 июля 2003г. семья Шарапатовой Т.А. обратилась с письменным заявлением и просьбой продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, приложив все необходимые документы.

31 июля 2003 года комиссия Управления по делам миграции УВД Астраханской области по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами, рассмотрев пакет документов, приняла решение: признать причины несвоевременного обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца уважительными; восстановить срок на обращение с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; отказать в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и снять с регистрационного учета на основании пункта 4 статьи 5 Закона (отсутствие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства) и подпункта 2 пункта 2 ст. 9 Закона (в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца).

Между тем, вынужденным переселенцам, согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», признаётся гражданин Российской Федерации покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В силу указанных обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 1 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.

Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (пункт 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»). Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Согласно пункту 41 постановления Правительства РФ от 08 ноября 2000 года №845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденного переселенца в РФ» жилое помещение для постоянного проживания предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры, с учетом норм предоставления жилья, установленных Жилищным законодательством.

Как усматривается из представленных документов Шарапатова Т.А. до настоящего времени не обустроена на новом месте жительства.

Также судом установлено, что заявитель не имеет юридического образования, длительное время в связи с хроническим психическим заболеванием у мужа была вынуждена содержать их семью, осуществлять уход за мужем. 1 июня 2010 года она родила дочь ФИО6. Исходя из выписки лечебного учреждения, ребенок с рождения находится под наблюдением у невролога. В связи с этим Шарапатова Т.А. не могла своевременно обратиться в миграционную службу с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Таким образом, пропуск срока с обращением о продлении действия статуса вынужденного переселенца вызван уважительными причинами.

Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что Уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца было направлено только Безручко И.В. в августе 2003 года. Однако, доказательств получения данного уведомления заявителем Шарапатовой Т.А. не представлено. Как пояснила в судебном заседании Шарапатова Т.А., об утрате статуса вынужденного переселенца ей стало известно только в конце августа 2012 года, в связи с чем срок на обращение с заявлением об оспаривании решения УФМС по Астраханской области ею не пропущен.

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы суд приходит к выводу, что заявленные Шарапатовой Т.А. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Шарапатовой Т. А. удовлетворить.

Восстановить Шарапатовой Т. А. срок на обжалование решения по делам миграции УВД Астраханской области от 31 июля 2003г. о снятии её с учета в качестве лица, имеющего статус вынужденного переселенца.

Признать решение Управления по делам миграции УВД Астраханской области от 31 июля 2003г. о снятии Шарапатовой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ с учета в качестве лица, имеющего статус вынужденного переселенца незаконным.

Обязать Управление федеральной миграционной службы РФ по Астраханской области восстановить Шарапатовой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ срок на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Обязать Управление федеральной миграционной службы РФ по Астраханской области продлить Шарапатовой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ срок действия статуса вынужденного переселенца.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: