Гражданское дело № 2-4405/2012 в отношении Самитовой Г.М.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Г.Астрахань 17 октября 2012 года

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

Судьи Хасановой М.М.

При секретаре Сундутовой С.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самитова Г.М. о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> незаконными

У С Т А Н О В И Л :

Самитова Г.М. обратилась в суд с заявлением о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства незаконными.

В обоснование требований указала, что она является многодетной матерью, имеющей на иждивении детей-инвалидов: ФИО2, 2011 года рождения, ФИО3, 2011 года рождения, ФИО3, 1999 года рождения. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. В состав семьи входила она и трое детей. ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес> было издано гарантийное письмо на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на ФИО13 <данные изъяты> для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на ФИО13 <данные изъяты> была приобретена квартира. Однако постановлением администрации <адрес> она – Самитова Г.М., была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает данное постановление незаконным, поскольку в состав ее семьи входят еще двое детей-инвалидов, тогда как субсидия была выдана на одного ребенка. Считает, что она была незаконно лишена права на меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Самитова Г.М. доводы, изложенные в заявлении поддержала, просит удовлетворить ее требования и восстановить ее в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по спискам граждане - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и дети – инвалиды.

Представитель администрации <адрес> ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ заявитель состояла в очереди по улучшению жилищных условий в льготном списке инвалидов детства, в связи с инвалидностью дочери ФИО13 <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано заявление об изменении состава семьи и включении двоих детей <данные изъяты>, 2011 года рождения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> был изменен состав семьи в общем списке очередности на 4 человека. На начало 2012 года заявитель состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях: по общему списку с составом семьи 4 человека, по списку инвалидов 1-2 группы по общему заболеванию с составом семьи 2 человека, по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей с составом семьи 4 человека.

Поскольку дочерью заявителя ФИО5 была получена и реализована социальная выплата на приобретение жилого помещения, одна была снята с учета граждан по списку инвалидов.

Поскольку фактически Самитова Г.М. была произведена социальная выплата на одного ребенка, она также была снята с учета нуждающихся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей.

Однако поскольку сама заявитель и двое несовершеннолетних детей остались не обеспечены жилым помещением, они сохраняют право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по общему списку.

Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку министерство не занимается постановкой граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Также пояснила, что министерством ФИО13 <данные изъяты>, как ребенку-инвалиду, было выдано гарантийное письмо на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самитова Г.М. и ее дочь ФИО7 1999 года рождения, были включены в очередность ФИО8, состоящего на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, как участник ВОВ, как инвалид второй группы по общему заболеванию.

ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> семья ФИО9, в составе 4 человека, была включена и в льготный список инвалидов детства, поскольку ФИО13 <данные изъяты> является ребенком-инвалидом.

В последующем, в связи со смертью ФИО8, ФИО10, указанные лица были исключены из очередности. На основании заявления Самитова Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ, она была восстановлена в льготном списке инвалидов.

Общая очередность была переведена на Самитова Г.М. с составом семьи 2 человека. В связи с рождением двоих детей, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в списке был изменен состав семьи Самитова Г.М., который стал составлять 4 человека.

ДД.ММ.ГГГГ Самитова Г.М. подала заявление о постановке на учет ее семьи из 4 человек в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и долее несовершеннолетних детей.

Таким образом, заявитель состояла в очереди на получение жилья по трем спискам: на общих основаниях, по льготному списку инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию, по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и долее несовершеннолетних детей.

Поскольку дочь заявителя ФИО13 <данные изъяты> является ребенком-инвалидом то в соответствии со ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов РФ» имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ министерством дорожного строительства и хозяйства <адрес> выдано гарантийное письмо на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в сумме 444600 рублей.

На указанные денежные средства на имя ФИО13 <данные изъяты> был приобретена квартира по <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявитель исключена из списков инвалидов 1 и 2 группы и семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей на основании п.4 ч.1 ст.56 и п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, из общего списка исключена дочь – ФИО13 Альфия.

Суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях также в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Статьей 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.28.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку заявитель состояла в очереди как нуждающаяся в жилом помещении по списку инвалиды 1 и 2 группы, с дочерью <данные изъяты> до 2005 года, в связи с этим, на несовершеннолетнего ребенка из средств федерального бюджета была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения, то есть заявитель данной льготой воспользовалась.

Поскольку дети-инвалиды ФИО13 <данные изъяты> 2011 года рождения, до 2005 года не могли совместно с заявителем состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении по списку инвалиды 1 и 2 группы, то и получателями мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в настоящее время быть не могут.

В силу <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, использовавшие социальную выплату на приобретение жилого помещения, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в связи с получением заявителем жилищной субсидии на дочь ФИО13 <данные изъяты>, она с членами семьи правомерно была исключена из очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по списку инвалиды 1 и 2 группы на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

В силу п.1.2, п.1.5 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, претендентами на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета <адрес> являются признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Гражданам, которым ранее предоставлялись социальные выплаты за счет средств бюджетов различных уровней, социальные выплаты в соответствии с настоящим Порядком не предоставляются.

Поскольку реализация право на одну из социальных выплат: по спискам лиц - инвалиды или по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, принадлежало заявителю, одной из которых она воспользовалась, в настоящее время у нее отсутствует право на реализацию социальной выплаты на приобретение жилого помещения по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах, заявитель обоснованно была исключена из очереди на получение жилого помещения по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Однако до настоящего времени она и дети 2011 года рождения состоят в общей очереди на получение жилого помещения.

Поскольку полномочия по учету граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, возложены на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> является ненадлежащим лицо в правоотношениях, между Самитова Г.М. и администрацией <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Самитова Г.М. о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: М.М. Хасанова

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2012 года.

Копия верна:

Судья: М.М. Хасанова

Секретарь: ФИО12