Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Г.Астрахань 17 октября 2012 года Кировский районный суд г.Астрахани в составе: Судьи Хасановой М.М. При секретаре Сундутовой С.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самитова Г.М. о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> незаконными У С Т А Н О В И Л : Самитова Г.М. обратилась в суд с заявлением о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства незаконными. В обоснование требований указала, что она является многодетной матерью, имеющей на иждивении детей-инвалидов: ФИО2, 2011 года рождения, ФИО3, 2011 года рождения, ФИО3, 1999 года рождения. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. В состав семьи входила она и трое детей. ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес> было издано гарантийное письмо на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на ФИО13 <данные изъяты> для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на ФИО13 <данные изъяты> была приобретена квартира. Однако постановлением администрации <адрес> она – Самитова Г.М., была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает данное постановление незаконным, поскольку в состав ее семьи входят еще двое детей-инвалидов, тогда как субсидия была выдана на одного ребенка. Считает, что она была незаконно лишена права на меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий. В судебном заседании заявитель Самитова Г.М. доводы, изложенные в заявлении поддержала, просит удовлетворить ее требования и восстановить ее в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по спискам граждане - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и дети – инвалиды. Представитель администрации <адрес> ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ заявитель состояла в очереди по улучшению жилищных условий в льготном списке инвалидов детства, в связи с инвалидностью дочери ФИО13 <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано заявление об изменении состава семьи и включении двоих детей <данные изъяты>, 2011 года рождения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> был изменен состав семьи в общем списке очередности на 4 человека. На начало 2012 года заявитель состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях: по общему списку с составом семьи 4 человека, по списку инвалидов 1-2 группы по общему заболеванию с составом семьи 2 человека, по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей с составом семьи 4 человека. Поскольку дочерью заявителя ФИО5 была получена и реализована социальная выплата на приобретение жилого помещения, одна была снята с учета граждан по списку инвалидов. Поскольку фактически Самитова Г.М. была произведена социальная выплата на одного ребенка, она также была снята с учета нуждающихся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей. Однако поскольку сама заявитель и двое несовершеннолетних детей остались не обеспечены жилым помещением, они сохраняют право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по общему списку. Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку министерство не занимается постановкой граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления. Также пояснила, что министерством ФИО13 <данные изъяты>, как ребенку-инвалиду, было выдано гарантийное письмо на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Самитова Г.М. и ее дочь ФИО7 1999 года рождения, были включены в очередность ФИО8, состоящего на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, как участник ВОВ, как инвалид второй группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> семья ФИО9, в составе 4 человека, была включена и в льготный список инвалидов детства, поскольку ФИО13 <данные изъяты> является ребенком-инвалидом. В последующем, в связи со смертью ФИО8, ФИО10, указанные лица были исключены из очередности. На основании заявления Самитова Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ, она была восстановлена в льготном списке инвалидов. Общая очередность была переведена на Самитова Г.М. с составом семьи 2 человека. В связи с рождением двоих детей, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №в списке был изменен состав семьи Самитова Г.М., который стал составлять 4 человека. ДД.ММ.ГГГГ Самитова Г.М. подала заявление о постановке на учет ее семьи из 4 человек в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и долее несовершеннолетних детей. Таким образом, заявитель состояла в очереди на получение жилья по трем спискам: на общих основаниях, по льготному списку инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию, по списку семей и одиноких родителей, имеющих 3-х и долее несовершеннолетних детей. Поскольку дочь заявителя ФИО13 <данные изъяты> является ребенком-инвалидом то в соответствии со ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов РФ» имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ министерством дорожного строительства и хозяйства <адрес> выдано гарантийное письмо на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в сумме 444600 рублей. На указанные денежные средства на имя ФИО13 <данные изъяты> был приобретена квартира по <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ заявитель исключена из списков инвалидов 1 и 2 группы и семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей на основании п.4 ч.1 ст.56 и п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, из общего списка исключена дочь – ФИО13 Альфия. Суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В силу ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях также в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Статьей 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ст.28.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку заявитель состояла в очереди как нуждающаяся в жилом помещении по списку инвалиды 1 и 2 группы, с дочерью <данные изъяты> до 2005 года, в связи с этим, на несовершеннолетнего ребенка из средств федерального бюджета была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения, то есть заявитель данной льготой воспользовалась. Поскольку дети-инвалиды ФИО13 <данные изъяты> 2011 года рождения, до 2005 года не могли совместно с заявителем состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении по списку инвалиды 1 и 2 группы, то и получателями мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии в настоящее время быть не могут. В силу <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, использовавшие социальную выплату на приобретение жилого помещения, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в связи с получением заявителем жилищной субсидии на дочь ФИО13 <данные изъяты>, она с членами семьи правомерно была исключена из очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по списку инвалиды 1 и 2 группы на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ. В силу п.1.2, п.1.5 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, претендентами на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджета <адрес> являются признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. Гражданам, которым ранее предоставлялись социальные выплаты за счет средств бюджетов различных уровней, социальные выплаты в соответствии с настоящим Порядком не предоставляются. Поскольку реализация право на одну из социальных выплат: по спискам лиц - инвалиды или по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, принадлежало заявителю, одной из которых она воспользовалась, в настоящее время у нее отсутствует право на реализацию социальной выплаты на приобретение жилого помещения по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. При таких обстоятельствах, заявитель обоснованно была исключена из очереди на получение жилого помещения по спискам лиц - семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. Однако до настоящего времени она и дети 2011 года рождения состоят в общей очереди на получение жилого помещения. Поскольку полномочия по учету граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, возложены на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> является ненадлежащим лицо в правоотношениях, между Самитова Г.М. и администрацией <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Самитова Г.М. о признании действий Администрации <адрес> и Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> незаконными – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца. Судья: М.М. Хасанова Полный текст решения изготовлен 18 октября 2012 года. Копия верна: Судья: М.М. Хасанова Секретарь: ФИО12