РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 января 2011 года г. Астрахань Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего Мелиховой Н.В., при секретаре Ажгалиевой А.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шунгалиевой Р.Р. об оспаривании постановления администрации <адрес> и восстановлении нарушенных прав, У С Т А Н О В И Л: Шунгалиевой Р.Р. обратилась в суд с заявлением, указав, что в феврале ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ». По результатам рассмотрения заявления Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № её семья с составом три человека - она, бывший муж У.А., дочь - У.Э., была включена в состав участников подпрограммы. В последующем ДД.ММ.ГГГГ она расторгла брак с У.А., в связи с чем в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в части указания состава её семьи. В октябре ДД.ММ.ГГГГ. она заключила договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Деньги на приобретение квартиры были предоставлены ей банком по ипотечному жилищному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ. она представила эти документы ответчику. В январе ДД.ММ.ГГГГ. между ней и Ш.Р. был зарегистрирован брак, от которого ДД.ММ.ГГГГ родился сын № Не смотря на то, что состав её семьи увеличился, и жилищные условий не изменились, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была исключена из списка семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное постановление было ею получено только ДД.ММ.ГГГГ, после чего, не согласившись с ним, она обратилась в суд и просит признать его недействительным и обязать ответчика поставить её с составом семьи из четырех человек, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить её семью с составом из четырех человек в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В судебном заседании Шунгалиевой Р.Р. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить. Кроме того, просила суд восстановить срок на обращение в суд, поскольку в июне ДД.ММ.ГГГГ г. она легла в роддом и первые месяцы после рождения ребенка не имела возможности придти в администрацию <адрес> и получить постановление. После получения постановления она в декабре ДД.ММ.ГГГГ обращалась в суд с заявлением о его обжаловании, но оно было возвращено в связи с тем, что не было подписано. После получения пакета документов, она вновь обратилась в суд. Считает, что срок был ею пропущен по уважительной причине. Представитель ответчика администрации <адрес> Тырнова А.А. заявленные требования не признала, указав, что квартира была приобретена Шунгалиевой Р.Р. до вступления во второй брак. Таким образом, после вступления в брак их семья считается обеспеченной жилым помещением и оснований для оставления заявителя в очереди молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Кроме того, просила суд применить срок пропуска для подачи заявления, предусмотренного при обжаловании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и по этим основаниям отказать в удовлетворении заявленных требований. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, учетное дело Шунгалиевой Р.Р., приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья). Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её семьи с составом 3 человека: муж У.А. и дочь У.Э. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». При этом к заявлению были приложены документы, подтверждающие, что заявитель и члены его семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеют доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Указанное заявление было рассмотрено и постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Утегалиева Р.Р., зарегистрированная по <адрес>, на общей площади № кв.м., с составом семьи 3 человека была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». В связи с расторжением брака с У.А., ДД.ММ.ГГГГ Утегалиева Р.Р. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением об исключении бывшего мужа из состава её семьи. На основании данного обращения постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в ранее вынесенное постановление администрации <адрес> были внесены изменения в части указания состава семьи Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. с состава семьи 3 человека на состав семьи 2 человека. В остальном положение Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. не изменилось, оснований для исключения её из состава участников подпрограммы не имелось, что представителем администрации <адрес> не оспаривалось. Как усматривается из представленных документов Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи <адрес>. При этом в соответствии с п. 2.1 договора квартира приобретена покупателем Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. за счет собственных и кредитных средств, предоставленных ОАО «Евро-азиатский торгово-промышленный банк» в соответствии с кредитным договором №ОИ/99 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.2.4 договора в соответствии с требованиями ст. 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» квартира в обеспечение обязательств, принятых по вышеуказанному кредитному договору, считается находящейся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на квартиру. Указанный договор купли-продажи прошел государственную регистрацию и Утегалиева (Шунгалиева) Р.Р. выдано свидетельство о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ Утегалиева Р.Р. повторно вышла замуж за Ш.Р., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-КВ №. После регистрации брака Шунгалиевой Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы с составом семьи 3 человека: муж - Ш.Р., дочь - У.Э.. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шунгалиевой Р.Р. была исключена из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма). Суд считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку в соответствии с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Как усматривается из приведенных в решении суда документов, на момент заключения кредитного договора Шунгалиевой Р.Р. (№ была участником подпрограммы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Изменение в дальнейшем её семейного положения и состава семьи не является основаниям для лишения её возможности государственной поддержки в приобретении жилья. Кроме того, супруг заявительницы - Ш.Р. в настоящее время не достиг возраста 35 лет, жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается представленными документами. При заключении кредитного договора на приобретение жилого помещения Шунгалиевой Р.Р. (№ он выступал в качестве поручителя и несет с ней солидарную ответственность по обязательствам. Что касается требований о понуждении ответчика поставить Шунгалиевой Р.Р. с составом семьи из четырех человек, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить её семью с составом из четырех человек в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», то они подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям. Как усматривается из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Шунгалиевой Р.Р. была исключена из списков молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, соответственно может быть восстановлена в списках с этим же составом семьи. Вопрос о включении других членов семьи Шунгалиевой Р.Р. в состав семьи, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией <адрес> по существу не рассматривался, и решение по нему не принималось. В связи с чем суд не правомочен высказывать по нему свое мнение и в этой части заявленных требований следует отказать. Не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации <адрес> о применении последствий пропуска срока, установленного для обращения в суд, поскольку исходя из пояснений Шунгалиевой Р.Р., оспариваемое постановление было ею получено на руки ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок для его обжалования истекал ДД.ММ.ГГГГ. Однако Шунгалиевой Р.Р. обратилась в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок. Доказательств обратного представителем администрации <адрес> не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Шунгалиевой Р.Р. удовлетворить в части. Признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении Шунгалиевой Р.Р. из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным и отменить. Обязать администрацию <адрес> назаконным и отменить. й Румии Руслановны из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищнвосстановить Шунгалиевой Р.Р. в списке молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека. В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: Судья Н.В. Мелихова Секретарь