2-3970/2012 по иску Моисеевой Т.А. к МО РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2012 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Ураховой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Т. А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей в связи с прохождением военной службы была предоставлена <адрес>. С 12 января 2012г. она постоянно зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу. В установленном законом порядке она обратилась к ответчику с заявлением о передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако до настоящего времени спорное жилое помещение ей в собственность не передано, несмотря на отсутствие возражений со стороны собственника. Просит признать за нею право собственности в целом в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 47,7 кв.м..

Представитель истца Моисеевой Т.А. по доверенности Дорошенко М.Н. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Причины не явки суду не сообщил, возражений не представил, иск не оспорил.

Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ также в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причины не явки суду не сообщил, возражений не представил, иск не оспорил.

Представитель третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из материалов дела следует, что Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, действуя на основании Указа Президента РФ от 16 августа 2004г. №1082, заключило с Моисеевой Т.А. договор социального найма жилого помещения №3735 от 16 ноября 2011г., в соответствии с которым истцу была предоставлена квартира, находящаяся в федеральной собственности, расположенная по адресу: <адрес>.

Исходя из представленных документов, Моисеева Т.А. постоянно зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу с 12 января 2012г., оплачивает необходимые коммунальные платежи, а также несет иные расходы на содержание спорного имущества.

При этом жилое помещение является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении у Федерального государственного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также судом установлено, что Моисеевой Т.А. в установленном законом порядке командиру войсковой части 03007 было подано заявление о передаче ей вышеуказанной квартиры в собственность в порядке приватизации.

Однако договор передачи в собственность Моисеевой Т.А. не был оформлен в связи с отсутствием полномочий у Министерства обороны РФ по передаче жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность граждан в порядке приватизации, что отражено в ответе начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 08 февраля 2012г.

В соответствии с Преамбулой ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», данный закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Статьей 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств, отсутствие у Министерства обороны Российской Федерации полномочий по передаче жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность граждан в порядке приватизации не может нарушать прав истца на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения.

Оснований для отказа в передаче истцу квартиры в собственность в порядке приватизации не имеется, поскольку данное жилое помещение находится в государственной собственности, не является аварийным, ранее истец участия в приватизации не принимал, что подтверждается представленными документами.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно выписке из личного дела Моисеевой Т.А. её выслуга на 5 мая 2012г. составляла 19 лет 01 месяц 10 дней. При этом контракт о прохождении военной службы с нею заключен до 01 июля 2013г.

Также судом установлено, что Моисеевой Т.А. на счет Министерства обороны РФ была перечислена компенсация за лишнюю площадь предоставленного ей жилого помещения в размере 271440 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 10 ноября 2011г.

Таким образом, истец приобрел право на получение в собственность спорной квартиры.

Других лиц, имеющих право на участие в приватизации спорного жилого помещения, кроме истца, не имеется.

При таких обстоятельствах заявленные требования о признании права собственности на спорное жилое помещение только за Моисеевой Т.А. в целом следует признать обоснованными и удовлетворить.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ следует прекратить право собственности на <адрес> корпус 2 по <адрес> за Российской Федерацией, и право оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, так как право собственности и оперативного управления прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, в том числе в порядке приватизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать за Моисеевой Т. А. право собственности в целом на <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 24,3 кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений 49,8 кв.м.

Прекратить право собственности за Российской Федерацией на <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 24,3 кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений 49,8 кв.м.

Прекратить право оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 24,3 кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений 49,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: