12-597/2012 по жалобе Столярова М.н. на постановление по делу об административном правонарушении



РЕШЕНИЕ

28 сентября 2012 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре Пряхиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по заявлению представителя мэра города Астрахани Столярова ФИО7 Гориной ФИО7 об оспаривании постановления государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении мэра города Астрахани Столярова ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

Федеральным государственным казенным учреждением «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка технического состояния (работоспособности) пожарных гидрантов в г. Астрахани, в результате которой было установлено, что из <данные изъяты> пожарных гидрантов, расположенных на территории г. Астрахани <данные изъяты> (25%) находятся в технически неисправном состоянии и не могут быть использованы по назначению. Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки пожарных водоисточников, подписанных ДД.ММ.ГГГГ представителями водопроводной службы г. Астрахани, представителем ОГПН, представителем ФГКУ «<данные изъяты>».

Прокуратурой г. Астрахани в период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнений требований пожарной безопасности в части обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Постановлением государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ Столяров М.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как должностное лицо и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель Столярова М.Н. Горина И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного постановления.

В судебном заседании представители Столярова М.Н. Горина И.В., Мухин С.Н. доводы заявления поддержали по изложенным в нем основаниям, просили суд постановление государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, а также истечением срока привлечения к административной ответственности.

Государственный инспектор г. Астрахани по пожарному надзору Шамуков Р.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.

Представитель прокуратуры г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о прядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «город Астрахань», в котором перечислены мероприятия, направленные на реализацию первичных мер безопасности.

Постановлением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Строительство и восстановление источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) в г. Астрахани на 2011 года, в котором изложены сроки ее реализации и характеристики мероприятий.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке пожарных гидрантов на баланс МУП г. Астрахани «Астрводоканал»», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, пожарные гидранты расположенные на территории г. Астрахани переданы на баланс МУП г. Астрахани «Астрводоканал» в количестве <данные изъяты> штук.

Согласно п.п. 1 п. вышеуказанного распоряжения с целью уточнения адреса и количества пожарных гидрантов структурным подразделением заявителя проведена инвентаризация и составлен точный перечень пожарных гидрантов расположенных на территории г. Астрахани.

Согласно Федеральному закону РФ от 22.07.2008 №128-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и свода правил – СП 10.13130 от 01.05.2009 проверка осуществляется два раза в год. По результатам проверки составляется, согласовывается и утверждается график первоочередного Ремонта пожарных гидрантов в МО «города Астрахань».

Ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).

В силу положений статьи 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

При этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения прокуратурой г. Астрахани проверки исполнения требований пожарной безопасности в части обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования «Город Астрахань» прокурор г. Астрахани вынес постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица мэра г. Астрахани Столярова М.Н., ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности в границах городского округа.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. Столяров М.Н. был признан виновным в совершении указанного административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как установлено судом, прокурор города, возбудивший дело об административном правонарушении, не является лицом, непосредственно обнаружившим событие административного правонарушения, следовательно, обстоятельства, положенные в основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, должны быть зафиксированы в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Частью 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым в том числе относится осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Судом установлено, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ, административных органом не приняты.

Суд, проверяя законность привлечения Столярова М.Н. к административной ответственности, приходит к выводу о том, что составленные Федеральным государственным казенным учреждением «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ акты проверки противопожарного состояния не могут иметь доказательственного значения по данному делу по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Указанные выше акты требованиям ст. 27.8 КоАП РФ не отвечают.

Кроме того, отсутствуют доказательства вручения копии актов лицу, в отношении которого проводилась проверка.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенными недостатками протокола об административном правонарушении, к которому приравнивается постановление, выносимое прокурором о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в постановлении прокурора города о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06.07.2012 не указано время совершения административного правонарушения, инкриминируемого должностному лицу, что в силу п. 4 Пленума относится к существенным недостаткам.

Кроме того, данное постановление прокурором вынесено с нарушением установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока, так как проверка прокуратурой города проводилась, административное расследование по делу в отношении мэра города Астрахани Столярова М.Н. не производилось.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица" в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ.

Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отмене постановления государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ и о прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении мэра города Астрахани Столярова ФИО7 должно быть отменено и в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору Шамукова Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении мэра города Астрахани Столярова ФИО7 отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: О.Н.Хохлачева