РЕШЕНИЕ 19 июля 2011 г. г. Астрахань Кировский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Мелиховой Н.В., при секретаре Адаспаевой А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе Говорухина К.К. на постановление №118 государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Чипиновой Л.И. от 25.05.2011 по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица инженера ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» Говорухина К.К. УСТАНОВИЛ: Постановлением №118 государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Чипиновой Л.И. от 25.05.2011 инженер ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» (Далее ЗАО «КТК-Р») Говорухин К.К. был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3500 рублей. Говорухин К.К. обратился в суд с жалобой на данное постановление о привлечении его к административной ответственности, в обоснование которой указал, что в нем необоснованно объединены несколько, не связанных между собой фактов нарушений, каждый из которых он оспаривает. Так биологические очистные сооружения являются новым, вновь построенным источником выбросов, в связи с этим не были включены в проект нормативов ПДВ. Однако в настоящее время начата работа по переоформлению данного проекта и указанные в постановлении источники включены в бланк Инвентаризации. Поскольку биологические сооружения на сегодняшний день не введены в эксплуатацию, то источником выбросов не являются. Факт использования дизельного топлива на НПС «Астраханская» он не оспаривает, однако за негативное воздействие на окружающую среду была произведена оплата в 25-кратном размере в сумме 65,99 рублей. Также им не оспаривается факт того, что на предприятии не организована работа по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, однако эта работа не проводится в связи с тем, что данные выбросы незначительны, кроме того схемы прогноза наступления неблагоприятных метеорологических условий для Енотаевского района не предусмотрены. Что касается превышения численности персонала в офисе ЗАО «КТК-Р», то среднесуточная численность сотрудников не превышает установленный норматив. Необоснованно в постановлении указано и на то, что в их организации учет образовавшегося в офисе ЗАО «КТК-Р» мусора от бытовых помещений не ведется. Между тем, в соответствии с договором аренды офисного помещения весь образовавшийся в результате их деятельности мусор является собственностью арендодателя ООО «Кафе «Морозко», в связи с чем именно данная организация производит учет и утилизацию отходов, оплачивает необходимые платежи. Также отходы по обслуживанию автотранспорта учитываются и утилизируются в соответствии с договорами на обслуживание специализированными организациями. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения и нарушено его право на защиту. В связи с чем просит суд оспариваемое постановление о привлечении его к административной ответственности отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В судебном заседании защитники Говорухина К.К. по доверенностям Меньшенина В.Г., Разгонов С.П. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области Писарева Е.В. доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать. Выслушав стороны, проверив материалы дела, административный материал, суд приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: п. 1.1 «Инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу»; Одной из основных целей инвентаризации выбросов загрязняющих веществ (п. 1.2.) является: «получение исходных данных для установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы»; п. 1.4. «Предприятие проводит инвентаризацию либо собственными силами, либо привлекает для этого специализированную организацию. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия»; п. 1.7. «Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации». В ходе проверки на территории НПС «Астраханская» ЗАО «КТК-Р», расположенной по адресу: Астраханская область, Енотаевский район были выявлены стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу, не включённые в бланк инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для НПС «Астраханская», утверждённого Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области 28.12.2007, в частности стационарный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу от ЗРАвытяжная труба, высотой 12м, диаметром 0,1м, оборудованный 2 вентиляторами марки ВЦ 14-46-2 производительностью 400м3/час, из которого 12.04.2011 производился выброс загрязняющих веществ в атмосферу;стационарный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу от станции биологической очистки - вытяжная труба, высотой 3,7м, диаметром 0,5м, из которого 12.04.2011 производился выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Доводы жалобы о том, что станция биологической очистки на момент проверки не была введена в эксплуатацию и не должна была учитываться не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из пояснений защитника Меньшениной В.Г. на момент проведения проверки она действительно функционировала и являлась источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Доводы о том, что указанные источники были включены в новый бланк Инвентаризации, также не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем объективно не подтверждены. В силу ч.1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Как видно из представленных документов также проверкой установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на НПС «Астраханская», расположенной по адресу: Астраханская область, Енотаевский район не организован должным образом, в частности контроль за соблюдением нормативов выбросов диоксида азота, оксида азота, сажи, оксида углерода на источнике выброса 0002 - дымовая труба котельной, при работе на дизельном топливе, в 2010 году ЗАО «КТК-Р» не проводился;контроль за соблюдением нормативов выбросов масла минерального на источнике выбросов 0031 в 2010 г. ЗАО «КТК-Р» выполнен эколого-аналитической лабораторией СУ «Кубаньоргэнергогаз», в область аккредитации которой не входит определение масла минерального в промышленных выбросах. Кроме того, в представленных на проверку актах отбора проб промышленных выбросов в атмосферу не указаны номера источников выброса, марка газоанализатора, используемого при контроле промышленных выбросов, дата последней поверки газоанализатора и номер свидетельства поверки газоанализатора. Указанные обстоятельства Говорухиным К.К. и его защитниками не оспаривались. В силу ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Не смотря на указанные требования закона в 2010г. учёт количества выбросов загрязняющих веществ от сжигания дизельного топлива в котельной НПС «Астраханская» в 4-ом квартале 2010 года ЗАО «КТК-Р» не велся. В журнале учёта стационарных источников загрязнения атмосферы и их характеристик по форме ПОД-1 и в сведениях по охране атмосферного воздуха по форме 2-ТП (воздух) за 2010г. данные выбросы не включены. Доводы жалобы о том, что за негативное воздействие на окружающую среду в период работы НПС «Астраханская» на дизельном топливе была произведена оплата в 25-кратном размере в сумме 65,99 рублей, только подтверждают факт допущенных нарушений, а внесение платы не освобождает виновное должностное лицо от ответственности. В соответствии с требованиями ч.3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. В ходе проверки было установлено, что проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для НПС «Астраханская», утверждённым Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области 28.12.2007 предусмотрены мероприятия на период неблагоприятных метеорологических условий. Однако в нарушение указанных условий и приведенных требований закона работа по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха на предприятии ЗАО «КТК-Р» не организована. Журнал записи предупреждений, оповещений о неблагоприятных метеорологических условиях не ведется, мероприятия по сокращению выбросов не выполняются. Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что выбросы предприятия незначительны и схемы прогноза наступления неблагоприятных метеорологических условий для Енотаевского района не предусмотрены, поскольку данные обстоятельства не освобождают организацию и её ответственных должностных лиц, в данном случае Говорухина К.К., от выполнения требований закона и утвержденного именно для данной организации проекта нормативов. Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Между тем в ходе проверки было установлено, что в нарушение приведенной нормы закона учет образовавшегося в офисе г.Астрахани и переданного другим лицам отхода 4 класса опасности - мусора от бытовых помещений организаций несортированный в 2010г. и текущем периоде 2011г. не ведется. Данные обстоятельства защитниками Говорухина К.К. не оспаривались. Доводы о том, что данные отходы в соответствии с условиями договора аренды являются собственностью ООО «Кафе «Морозко» не могут быть приняты во внимание, поскольку образуются они от деятельности ЗАО «КТК-Р» и только после образования передаются в собственность иному лицу. Таким образом, в соответствии с приведенными требованиями закона должны учитываться ЗАО «КТК-Р». Также в ходе проверки установлено, что ЗАО «КТК-Р» на территории Астраханской области в период 2010г. эксплуатировалось 29 единиц автотранспорта, однако учет отходов, образованных от автотранспорта и переданных другим лицам не ведется, чем также нарушены требования ч.1 ст. 19 ФЗ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Доводы жалобы о том, что эти отходы по договорам обслуживания транспортных средств являются собственностью обслуживающих организаций, также не могут быть приняты во внимание, поскольку образованы от деятельности ЗАО «КТК-Р» и в силу закона должны учитываться данной организацией. Кроме того, только у одной обслуживающей организации, с которой ЗАО «КТК-Р» заключило договор, имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Данные правонарушения произошли по вине должностного лица - инженера по ГО, ЧС, 0З, ТБ и ООС ЗАО «КТК-Р» Говорухина К.К., которым не были приняты должные и своевременные меры по недопущению указанных нарушений. При таких обстоятельствах государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области правильно пришла к выводу о наличии в действиях должностного лица Говорухина К.К. состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом наказание за правонарушение назначено правильно в пределах санкции статьи, в установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки. Доводы жалобы о том, что при рассмотрении административного дела были допущены существенные нарушения норм процессуального права, также не могут быть основанием для отмены законного и обоснованного постановления. При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы Говорухина К.К. следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление №118 государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Чипиновой Л.И. от 25.05.2011 по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица инженера ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» Говорухина К.К. оставить без изменения, а жалобу Говорухина К.К. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: