Р Е Ш Е Н И Е 05 июля 2012 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С., При секретаре Митрофановой Н.А. рассмотрев жалобу <данные изъяты> управления муниципального заказа администрации г. Астрахани АлбердИ. И. П. на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении У с т а н о в и л : <данные изъяты> управления муниципального заказа администрации г. Астрахани обратилась в суд с жалобой на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенном Астраханским УФАС, указав в жалобе, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ. С указанным постановлением она не согласна и указывает, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам размещения заказа, при этом уполномоченный орган в лице Албердиной никаких требований к участнику размещения заказа не предъявляет, а противоправное деяние выразилось в утверждении документации, не соответствующей требованиям законодательства. Статья 45 Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» не дает исчерпывающий перечень случаев, когда требуется лицензия, требование о наличии которой установлено в документации заказчиком, а, следовательно, не доказана виновность. Также пропущен срок для привлечения к административной ответственности. В судебном заседании защитник Албердиной И.П. Бондаренко В.Е. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление о наложении штрафа. Представители Астраханского УФАС России, будучи надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание не явились. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд, исследовав материалы дела и выслушав защитника заявителя, приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Инспекцией, утвержденной приказом руководителя Астраханского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №-п по результатам внеплановой камеральной выборочной проверки комитета по градостроительству и архитектуре и управления муниципального заказа, было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ года №, которым Управление муниципального заказа администрации г. Астрахани и муниципальный заказчик - Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г.Астрахани были признаны нарушившими ч. 7 ст. 41. 8 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Уполномоченный орган - администрация города Астрахани на основании поступившей заявки от Заказчика - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани - ДД.ММ.ГГГГ разместил на сайте оператора электронной площадки <данные изъяты>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В<адрес> в Кировском районе города Астрахани. Заказчик, в графе своей заявки на организацию и проведение открытого аукциона (в электронной форме) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес> в Кировском районе города Астрахани, поданной в Уполномоченный орган, установил перечень лицензий которые необходимы для выполнения работ по предмету вышеуказанного аукциона, где и содержалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В разделе 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме. В силу требования п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем ведения торгов (конкурс, аукцион) устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, т.е. о наличии у участника размещения заказа соответствующих разрешительных документов (лицензии и пр.) в случае, если данное требование установлено действующим законодательством РФ, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме. Уполномоченный орган в ч. 13 аукционной документации в перечень документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством, включил наличие копии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Антимонопольный орган, изучив указанные материалы, пришел к выводу о том, что поскольку предметом открытого аукциона являлось выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес> в Кировском районе города Астрахани, следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется. Исходя из материалов дела, Албердина И.П., установила требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе своей заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), чем нарушила требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов. Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, урегулированы нормами Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Постановлением мэра города Астрахани от 19.08.2010 года № 6233-м «Об утверждении порядка взаимодействия и контроля в сфере формирования, размещения и исполнения муниципального заказа муниципального образования «Город Астрахань» утвержден прилагаемый Порядок взаимодействия и контроля в сфере формирования, размещения и исполнения муниципального заказа муниципального образования "Город Астрахань". Указанным Порядком определено, что заказчиками в настоящем Порядке в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являются муниципальные заказчики муниципального образования "Город Астрахань" и иные заказчики, которыми выступают бюджетные учреждения муниципального образования "Город Астрахань" при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Осуществление функций по размещению заказов для нужд муниципального образования "Город Астрахань" возложены на управление муниципального заказа администрации города Астрахани - путем проведения открытых конкурсов, открытых аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме. Формирование заявки на размещение заказа путем проведения торгов осуществляется в соответствии с пунктом 3.2. указанного порядка. В соответствии с документами планирования размещения муниципального заказа заказчики разрабатывают и утверждают заявку на размещение заказа (далее - Заявка) и направляют ее главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств на согласование и проверку соблюдения соответствия предмета закупок и сроков подачи заявки плану-графику, и иным документам планирования, и требованиям законодательства, (п.3.2.1.) В Заявку входят следующие документы: карточка согласования к заявке на организацию размещения заказа на право заключить контракт ; информационная карта на организацию размещения заказа на право заключить контракт техническое задание; проект контракта. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств рассматривают и согласовывают Заявки заказчиков - подведомственных учреждений и иные документы, необходимые для проведения процедур размещения муниципального заказа, в двухдневный срок либо возвращают их с указанием причин возврата, (п.3.2.3. Порядка) В целях обеспечения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и упорядочения взаимодействия субъектов муниципального заказа ответственность за правильность разработки и утверждения Заявки возлагается: - за соответствие предмета закупок и сроков подачи заявок плану-графику, за применение начальных (максимальных) цен закупок - на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств; - за правильность определения способа размещения заказа, группы номенклатуры товаров (работ, услуг), за применение начальных (максимальных) цен закупок, соответствие информационной карты, технического задания и проекта контракта действующему законодательству - на заказчиков; - за составление (проверку) сметной документации - на Центр, (п.3.2.5.) Согласно п. 3.2.7. Порядка - Техническое задание является неотъемлемой частью документации об аукционе, конкурсе, разрабатывается и утверждается заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а также иными нормативно- правовыми актами и должно содержать следующие сведения: - предмет контракта, включающий в себя наименование поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), количество поставляемого товара, объем выполняемых работ и оказываемых услуг с указанием единицы измерения; - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом. Соответственно, заявка оформляется в строгом соответствии с формой согласно приложению 3 вышеуказанного Порядка. Техническое задание и проект являются неотъемлемой частью заявки и не подлежат изменению уполномоченным органом. В статье 11 Закона о размещении заказов установлены требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов. В соответствии с п.1 ч.1 указанной статьи при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. То есть, наличие соответствующих лицензий и разрешений. Из содержания аукционной документации следует, что предметом аукциона являются работы, связанные с разработкой документации по планировке и межеванию территории, на которых находятся объекты культурного наследия (памятники истории и архитектуры), для осуществления которых требуется лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранением объекта культурного наследия являются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно- реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство технический и авторский надзор. Реставрация памятника или ансамбля включает в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст 43 Закона N 73-Ф3). К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 3 ст. 45 Закона N 73-Ф3). Исходя из п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями содержится в Положении о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 г. № 349, до введения в действие которого, действовало аналогичное Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 г. № 117. Пунктом 2.1 Постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2009 N 338-П "Об утверждении Порядка принятия решения о выдаче задания, выдаче разрешения согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" также установлено, что для выдачи задания заявитель представляет в числе прочих документов копию договора заявителя с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривающую возможность выполнения проектных работ. Требование к участникам размещения заказа было обусловлено тем, что территория, предусмотренная в соответствии с постановлениями мэра города Астрахани от 09.08.2010 г. № 5881-м и от 18.10.2010 г. № 8081-м для разработки документации по планировке и межеванию территории в указанных границах, расположена в охранной зоне исторической части города Астрахани и было направлено на сохранение культурного наследия. Соответственно, требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия является законным. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья, Р е ш и л : Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу в отношении Албердиной И.П. –прекратить. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: