Р Е Ш Е Н И Е 06 июля 2012 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С., При секретаре Митрофановой Н.А. рассмотрев жалобу Чикина А. Д. на Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ У с т а н о в и л : Чикин А.Д. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав в жалобе, что получил посредством почтовой связи постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора по пожарному надзору г.Астрахани ФИО4 о наложении на него административного наказания за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности. Полагает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> ФИО4 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000,0 рублей незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Чикин А.Д. никаких уведомлений от административного органа о том, что в отношение него ведется административное производство, кроме полученного обжалуемого постановления не получал, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Также он не принимал участие в проверке органов пожарного надзора, проведенной ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты>» по адресу: <адрес>. Чикин А.Д., о времени и месте составления в отношение протоколов о вменяемом административном правонарушении не извещался, при их составлении не участвовал, они не направлялись и не вручались. О существовании протоколов № и № без даты, указанных в обжалуемом постановлении, заявителю ничего не известно. Виду нарушения норм материального и процессуального права просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Защитник Чикина Тимохин Е.Е. поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представители заинтересованного лица, будучи надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание не явились. Суд, исследовав материалы дела и выслушав явившиеся стороны, приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что согласно постановления о наложении административного наказания за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности Чикин А.Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Указанным постановлением было установлено, что Чикин А.Д., работающий в должности <данные изъяты> снабжения <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ 11:00 по ДД.ММ.ГГГГ 12:00 в помещении материального склада ОАО «Первомайский СРЗ», расположенного по адресу: <адрес> нарушил соответствующие пункты правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ, а именно: - допустил эксплуатацию электросветильников без защитных плафонов-рассеивателей (ППБ 01-03 п.60), - автоматическая пожарная сигнализация неисправна, а именно не работает 3-й шлейф (ППБ 01-03 п.98). В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность. В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Из изложенного следует, что обеспечение законности при привлечении к ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. В силу ч.2 ст.50 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В силу п.п.2 и 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Изложенные требования действующего федерального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заявителя не соблюдены. Чикин А.Д., никаких уведомлений от административного органа о том, что в отношение него ведется административное производство, кроме полученного обжалуемого постановления не получал, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Согласно п.2 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Данное требование закона административным органом выполнено не было. Допущенные нарушения при привлечении заявителя к административной ответственности являются существенными и не могут быть устранены в ходе рассмотрения настоящего спора. Согласно статье 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: - наличие события административного правонарушения; - лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; - виновность лица в совершении административного правонарушения. Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в статье 26.2 КоАП РФ. Таким образом, выяснение соответствующих обстоятельств осуществляется на основании материалов проверки административного органа, в том числе на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении. В соответствии с требованиями указанной статьи к таким доказательствам отнесены протокол об административном правонарушении, который в силу статьи 28.2 КоАП РФ составляется о совершении каждого административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В нарушение указанных норм, Чикин А.Д., о времени и месте составления в отношение него протоколов о вменяемом административном правонарушении не извещался, при их составлении не участвовал, они не направлялись и не вручались. Доказательства того, что административным органом были приняты необходимые и достаточные меры для извещения меня о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют. Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. Протокол об административном правонарушении, составленный административным органом с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности и влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности независимо от наличия или отсутствия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не ознакомление с данным протоколом, не вручение копии протокола, не извещение о времени и месте рассмотрения административного дела являются существенными нарушениями права привлекаемого лица на защиту и являются безусловными основаниями для отмены постановления о привлечении меня к административной ответственности. В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: - собственники имущества; - руководители федеральных органов исполнительной власти; - руководители органов местного самоуправления; - лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; - лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; - должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, в ст.38 ФЗ №69-ФЗ четко определен круг субъектов, на которых может быть возложена правовая ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности. Ни к одной из указанных категорий заявитель не относится.. Из смысла указанной статьи следует, что субъект ответственности за нарушение требований пожарной безопасности подлежит установлению уполномоченными на то органами применительно к фактическим обстоятельствам спорного правоотношения, исходя из выяснения того обстоятельства, на каком именно субъекте лежит обязанность соблюдать конкретные Правила пожарной безопасности на проверенном объекте. Данное требование закона административным органом выполнено не было, т.к. в противном случае должно было быть установлено, что Чикин А.Д., на момент проверки пожарной безопасности и выявления фактов нарушения требований пожарной безопасности, не являлся лицом, которое несет ответственность за состояние пожарной безопасности спорного помещения, обязанности в области обеспечения правил пожарной безопасности на него никто не возлагал. При данных обстоятельств у органа пожарного надзора отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления, т.к. в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Действующие нормы КоАП РФ предписывают административному органу четко оформлять процессуальные документы, которые являются основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (статьи 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ). Как следует из текста оспариваемого постановления, в нем изложены только обстоятельства, установленные в ходе проверки, фактически без определения объективной стороны правонарушения. В постановлении административный орган перечислил выявленные нарушения и сделал ссылки на отдельные положения законодательства, не исследовав и не установив надлежащим образом событие нарушения, и на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения по ч.3 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта нарушения требований пожарной безопасности без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у заявителя реальной возможности для соблюдения указанных правил и норм в данном случае не является достаточным основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности. При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом не исследовался, в чем конкретно состоит вина заявителя в постановлении не указано. Достаточных доказательств того, что именно у заявителя имелась реальная возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат, вопрос о наличии таковой возможности в рамках производства по делу об административном правонарушении административным органом не исследовался. В соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю. Исходя из изложенного, административным органом не установлено время совершения вменяемого административного правонарушения, обстоятельства совершения виновных действий, что свидетельствует о том, что состав административного правонарушения в соответствии с действующим законодательством не установлен, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу Административный орган обязан указать, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины, и что учитывалось применительно к рассматриваемому делу (характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность) при назначении административного наказания. Текст оспариваемого постановления содержит описание выявленных нарушений ППБ и вывод административного органа о привлечении заявителя к ответственности, при этом вопрос вины заявителя, как обязательное условие привлечения к административной ответственности, административным лицом не исследовался и не оценивался, на смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства или отсутствие таковых не указано, в постановлении указано лишь, что вина заявителя заключается в невыполнении требований пожарной безопасности при эксплуатации здания. В постановлении административный орган только перечислил выявленные нарушения и сделал ссылки на отдельные положения законодательства, не исследовав и не установив надлежащим образом событие нарушения, и на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения по ч.3 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении только факта нарушения требований пожарной безопасности без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, не является достаточным основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности. В обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № административным органом также не установлено время совершения административного правонарушения, вменяемого заявителю. Дата и время, указанные в постановлении - с ДД.ММ.ГГГГ 11:00 по ДД.ММ.ГГГГ 12:00 являются временем проведения проверки, но не временем совершения заявителем правонарушения. Отсутствие указания на время совершения правонарушения влечет невозможность проверить срок давности привлечения лица к административной ответственности. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья, Р е ш и л : Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности в отношении Чикина А.Д. отменить, производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: