№12-478/2012 по жалобе Аверенковой



Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2012 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,

при секретаре Ураховой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аверенковой <данные изъяты> на постановление заместителя руководителя службы – начальника государственной жилищной инспекции службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Лунева <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица председателя товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» Аверенковой <данные изъяты>,

установил:

Аверенкова Н.С. обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя службы – начальника государственной жилищной инспекции службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Лунева В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав, что при его вынесении не были учтены те обстоятельства, что на момент вынесения постановления вся необходимая информация по ТСЖ «<данные изъяты>» была размещена на официальном сайте в сети Интернет. В связи с чем просит указанное постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заявитель Аверенкова Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям указанным в жалобе, просила удовлетворить.

Представитель службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Чирикова Т.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель прокуратуры Кировского района г. Астрахани в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, административный материал, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что прокуратурой Кировского района г. Астрахани 6 июня 2012г. по заданию прокуратуры Астраханской области была проведена проверка исполнения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в деятельности ТСЖ «<данные изъяты>».

В результате этой проверки было установлено, что ТСЖ «<данные изъяты>» на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информация о деятельности товарищества не размещена, а также сайт в сети Интернет для размещения информации, товариществом не определен.

В связи с этим в отношении должностного лица – председателя товарищества Аверенковой Н.С. постановлением заместителя прокурора Кировсокго района г. Астрахани от 6 июня 2012г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В последующем постановлением заместителя руководителя службы – начальника государственной жилищной инспекции службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Лунева В.Г. от 21 июня 2012 г. Аверенкова Н.С. как председатель ТСЖ «<данные изъяты>» была признана виновной в совершении указанного административного правонарушения и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Между тем, должностное лицо товарищества собственников жилья и само товарищество не могут выступать субъектом данного правонарушения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, как-то непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.

Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 раскрыто понятие управляющей организации в рамках действия указанного стандарта, в соответствии с которым под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).

В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, сторонами договора управления многоквартирным домом являются исполнитель соответствующих работ и услуг - управляющая организация, и заказчик - собственники помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.

Действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым в силу положений ст. 135 ЖК РФ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

По смыслу указанной нормы права, а также ст. 137 ЖК РФ, п. 2 ст. 52 ГК РФ товарищество собственников жилья создается собственниками помещений многоквартирного дома для управления комплексом недвижимого имущества в соответствии с характером, предметом и целями, обозначенными в Уставе созданного товарищества для установления справедливого порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом, то есть иными словами ТСЖ является юридическим лицом, выступающим в качестве механизма обеспечения общих интересов собственников помещений.

Таким образом, исходя из анализа действующего жилищного законодательства, следует, что собственников помещений по поводу способа управления многоквартирным жилым домом могут связывать два вида отношений: отношения членства и договорные отношения. При этом эти отношения имеют различные основания возникновения и разное правовое регулирование, это вызвано тем, что товарищество собственников жилья является особого рода юридическим лицом, основанным на опосредованной связи указанного лица с имуществом через членство в нем собственников такого имущества, тогда как управляющей организацией является постороннее лицо, не имеющее подобной связи с собственниками помещений многоквартирного дома, переданного на управление, и действующее на основании заключенного договора.

Исходя из буквального толкования ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом данного административного правонарушения могут являться только организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.

Поскольку в деле об административном правонарушении нет доказательств того, что ТСЖ «<данные изъяты>» в лице его председателя осуществляет управление многоквартирным жилым домом на основании договора управления, то суд приходит к выводу, что отсутствует субъект административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя службы – начальника государственной жилищной инспекции службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Лунева В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица председателя товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» Аверенковой Н.С. подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя службы – начальника государственной жилищной инспекции службы строительного и жилищного надзора Астраханской области Лунева <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица председателя товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» Аверенковой <данные изъяты> отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>