12-503/2012 административный материал по жалоеб Шеина О.В.



РЕШЕНИЕ

18 июля 2012 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Ураховой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе Шеина О. В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Кировского района г. Астрахани от 22 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеина О. В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г.Астрахани от 22 июня 2012 года Шеин О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Шеин О.В. обратился в суд с жалобой на постановление о привлечении его к административной ответственности, в обоснование которой указал, что в ходе рассмотрения дела им были представлены доказательства подачи его помощником Исмухановым Х.Г. уведомления о проведении публичного мероприятия в указанное время и в указанном месте. Таким образом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, мировой судья не дал оценки тому обстоятельству, что во время публичного мероприятия он лично никаких проблемных лозунгов не выкрикивал.

В судебное заседание Шеин О.В. не явился, был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебного уведомления. При этом о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Также исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (ред. от 09.02.2012) «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»)

Поскольку Шеин О.В. повторно не явился в судебное заседание по вызову суда, дважды был извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения жалобы, что подтверждается расписками, его присутствие не является обязательным и не было признано судом обязательным и ходатайств об отложении рассмотрения дела им не заявлено, то суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих. Государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных его ограничений, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Порядок организации проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования установлен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В рамках организации публичного мероприятия, каковым названный Федеральный закон признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4). Так, на организатора публичного мероприятия возлагается обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предварительное уведомление, с тем чтобы довести до их сведения необходимую информацию о планируемом публичном мероприятии (пункт 7 статьи 2, часть 3 статьи 7).

Европейский Суд по правам человека также полагает, что требование подать уведомление о проведении публичного мероприятия не нарушает сущность права, гарантированного статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, оно не только позволяет примирить это право с правами, в частности правом на свободное передвижение, и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков или преступлений (постановления от 18 декабря 2007 по делу «Нуреттин Альдемир и другие против Турции»),

Исходя из формы публичного мероприятия, его организатором определяется время и место (места) проведения данного публичного мероприятия, включая маршруты движения его участников. Эти условия проведения публичного мероприятия, которые наряду с другими предусмотренными Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» условиями указываются в уведомлении о проведении публичного мероприятия, могут быть изменены в результате согласования с органом публичной власти, который, в свою очередь, обязан обосновать предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия и довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости соответствующей территории (помещения).

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении в соответствии с требованиями названного Федерального закона и обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (пункты 3 - 5 части 1 статьи 12, пункт 2 части 3 статьи 14).

Таким образом, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.

Судом первой инстанции установлено, что 12 июня 2012г., примерно в 19 час. 10 мин. председатель Астраханского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Шеин О.В. на <адрес>, <адрес> в <адрес> организовал и провел публичное мероприятие в форме шествия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении. Участники шествия -группа из 30-40 человек двигались по Набережной реки Волга, удерживая в руках флаги. В ходе шествия Шеин О.В. совместно с другими участниками выкрикивал лозунги: «Наш мэр Шеин», «Россия будет свободной», «Когда мы едины, мы непобедимы», «Никто кроме нас», «Астрахань свободна», «Долой полицейское государство», привлекая тем самым внимание граждан. Содержание выкрикиваемых лозунгов лиц, принимавших участие в шествии, было тематически единым.

Факт организации и проведения Шейным О.В. публичного мероприятия подтверждается письменными доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении, уведомлением, подписанным заместителем мэра города – заместителя главы администрации Кировского района ФИО4 о необходимости прекращения публичного мероприятия, рапортами сотрудников полиции ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, объяснениями ФИО9, ФИО10, а также показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО8

Указанные доказательства были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах действия Шеина О.В. были правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Шеину О.В. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в установленные законом сроки.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в действиях Шеина О.В. отсутствуют признаки инкриминируемого ему административного правонарушения в связи с наличием уведомления о проведении публичного мероприятия в определенном месте и в определенное время, по следующим основаниям.

Как усматривается из жалобы и материалов административного дела ФИО12 в адрес администрации Кировского района г.Астрахани 31 мая 2012г. было подано уведомление о проведении 12 июня 2012г., в период с 12 час. до 14 час., на <адрес> шествия. Рассмотрев указанное уведомление, администрация 04 июня 2012г. сообщила организатору о невозможности согласования места проведения шествия, в связи с запланированными праздничными мероприятиями на Набережной реки Волга и проводимой реконструкцией набережной. Несмотря на отказ, Исмуханов Х.Г. 05 июня 2012г. обратился в адрес администрации с заявлением об уточнении времени проведения шествия (12 июня 2012г. с 18 час.30 мин. до 20 час.30 мин.). На данное заявление администрацией был дан повторный ответ о невозможности согласования места проведения шествия по уже названным основаниям.

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу, что публичное мероприятие - шествие было проведено Шейным О.В. в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» без соответствующего уведомления о его проведении органа местного самоуправления.

Иные доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Учитывая изложенное постановление мирового судьи судебного участка №1 Кировского района г. Астрахани от 22 июня 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеина О.В. является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Кировского района г. Астрахани от 22 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеина О. В. оставить без изменения, а жалобу Шеина О. В. без удовлетворения.

Судья: