№ 12-553/2012 по жалобе Подгайнова Д.В. на постановление по делу об административном правонарушении



Р Е Ш Е Н И Е

07 августа 2012 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.,

При секретаре Митрофановой Н.А.

рассмотрев жалобу Подгайнова Д. В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

У с т а н о в и л :

Подгайнов Д.В. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Астраханским УФАС России, указав в жалобе, что на основании оспариваемого постановления он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. С вынесенным постановлением заявитель не согласен и указывает, что нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> путем выставления счета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за потребленную тепловую энергию, противоречащего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. Указанное решение стало основанием для вынесения постановления УФАС по АО. В соответствии с п.1.2 ст. 2.8 КоАП РФ решение Комиссии является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ. Таким образом, обстоятельства, которые нашли свое отражение при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности. УФАС при рассмотрении Дале должно было всесторонне, объективно и полно выяснить обстоятельства, наличие противоправных виновных действий Подгайнова. Из обстоятельств дела следует, что между <данные изъяты>» и <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг. ПО указанному договору <данные изъяты>» производила начисления размера оплаты за потребленный <данные изъяты> коммунальный ресурс. Коллективные приборы учета тепловой энергии и горячей воды отсутствуют. Для выставления платежных документов, в т.ч. счета фактуры от ДД.ММ.ГГГГ количество фактически потребленного коммунального ресурса за каждый расчетный период определялось <данные изъяты>» с использованием данных о фактическом потреблении за отдельно взятый расчетный период. Следовательно, при выставлении счетов, <данные изъяты> не нарушало порядок расчетов, который предусмотрен договором. Просят отменить постановление и производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Подгайнова Д.В. Емельянова А.К. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Астраханского УФАС России Нургалиев Т.Р. в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы, делу суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение Комиссии Астраханского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства , которым установлен факт нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в злоупотреблении <данные изъяты>" доминирующим положением на рынке энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем выставления счета <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ за потребленную тепловую энергию, противоречащего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам . Вышеуказанные действия Общества были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

За совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ.

Письмом Астраханского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ Подгайнов Д.В. был приглашен в Управление к 15 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Данное письмо было получено Подгайновым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением .

Протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Подгайнова Д.В.

Дело рассматривалось ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Подгайнова Д.В.

Исходя из материалов дела установлено следующее.

Между <данные изъяты>» и <данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления жалобы в Астраханское УФАС России) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

В ДД.ММ.ГГГГ г <данные изъяты> выставило к оплате суммы за поставленную тепловую энергию <данные изъяты> в счете № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на оплату тепловой энергии, где расчет платы за коммунальные услуги производился не в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006№307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно представленным счетам Общество рассчитывало объем поставленной тепловой энергии с учетом разницы между температурой внутри помещения и среднемесячной температурой. Однако Правилами № 307 данный способ расчета объема поставленной тепловой энергии не предусмотрен.

Согласно пункту1 статьи157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил №307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил №307.

Пунктом8 Правил №307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом2 пункта1 приложения N2 к Правилам N307 размер платы за отопление в многоквартирном жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, нормативного правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время в установленном законом порядке не принято.

Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 19 Правил № 307, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N2 к Правилам № 307.

В силу названной нормы расчет <данные изъяты>» за поставленную тепловую энергию заявителю при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета должен производится по указанной формуле.

Согласно техническому паспорту: от ДД.ММ.ГГГГ кварт. инв. общая полезная площадь дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 3947,1 м2 .

В ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>» выставило заявителю к оплате счет № от ДД.ММ.ГГГГ за поданную Обществом тепловую энергию в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, было начислено (без НДС) - 116418,63 рублей.

Из представленного расчета следует, что выставление Обществом счет № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на оплату тепловой энергии, с завышенной суммой привело к увеличению размера оплаты за данный энергоресурс.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Между тем, коммунальный ресурс приобретался заявителем у <данные изъяты> не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам — потребителям коммунальной услуги (договор управления многоквартирным домом).

В рамках рассматриваемых правоотношений <данные изъяты>» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава <данные изъяты>» одним из основных видов деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). <данные изъяты>» имеет тепловые сети, расположенные на территории Кировского, Ленинского и Советского районов города Астрахани. В границах присоединенной сети <данные изъяты>» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде. Данный энергоресурс не является взаимозаменяемым с другими видами энергоресурсов. Например, при использовании для отопления газа в многоквартирных домах необходима установка котлов, вытяжек, что не всегда возможно в силу конструктивных особенностей дома, а так же требует дополнительных затрат. Использование для отопления электричества приведет к существенному удорожанию стоимости услуги. Печное отопление в многоквартирных домах невозможно установить в силу противопожарных требований.

Следовательно, Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде в границах присоединенной сети (территории Кировского, Ленинского и Советского районов города Астрахани) и, как следствие, на рынке энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде находящихся в управлении <данные изъяты>» многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Выставление Обществом завышенного счета за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> привело к ущемлению интересов <данные изъяты> и граждан — потребителей.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Статьей 14.31 КоАП РФ за данные действия предусмотрена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом директора Астраханского филиала <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ -п Подгайнов Д. В. временно назначен на должность начальника управления по сбыту Астраханского филиала <данные изъяты>".

Должностной инструкцией начальника управления по сбыту Астраханского филиала <данные изъяты> утвержденной директором Астраханского филиала <данные изъяты>" ФИО5, на Подгайнова Д.В. возложена обязанность по обеспечению контроля выполнения потребителями договорных обязательств по оплате потребленной теплоэнергии, принимать меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию и по своевременному оформлению сбытовой документации (пункты 2.4, 2.6, и 2.8). Пунктом 4.2 данной должностной инструкции предусмотрено, что работник несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" в лице <данные изъяты> ФИО6 уполномочивает Подгайнова Д.В. подписывать счета.

Выставленный Обществом счет от ДД.ММ.ГГГГ на оплату необоснованно завышенных <данные изъяты> <данные изъяты>», подписан Подгайновым Д.В.

Таким образом, виновными противоправными действиями Д.В. Подгайнова, выразившимися в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, результатом которых явилось выставление Обществом <данные изъяты>» счета от ДД.ММ.ГГГГ на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии привело к увеличению размера оплаты за данный энергоресурс, совершено административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 14.31 КоАП РФ.

Вопреки доводам заявителя, административным органом в полном объеме всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, постановление вынесено в пределах своих полномочий, санкция соответствует статье 14.31 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р е ш и л :

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Подгайнова Д.В. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: