о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобр. продовольств. товаров и ежегодной комп. за вред здор. и индекс. указанных выплат



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Абдулгалимова М.А., при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1 и его представителя - адвоката ФИО3, представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя ответчика - Управления социальной защиты населения в МО «город Махачкала» ФИО4, участвующей в деле по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в МО «город Махачкала» о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью и индексации указанных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО «город Махачкала» о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью и индексации указанных выплат, указывая, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км зоне - зоне отчуждения в войсковой части 55064. В мае месяце 1994 года ему впервые была установлена 3 группа инвалидности с 50% утратой трудоспособности, а с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы со 100 % утратой трудоспособности с формулировкой - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей (военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС). В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 630,77 руб. ежемесячно. Частью 1 статьи 39 указанного закона предусмотрена также ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 987.12 руб. До принятия Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ указанные выплаты производились кратно к минимальному размеру оплаты труда, а после указанной даты - в твердых денежных суммах в указанных выше размерах, с учетом индексации этих сумм. В ст. 5 Закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ) говорится об индексации выплат гражданам, установленных настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Однако никакими другими нормативными актами не предусмотрен иной способ индексации указанных выплат. Отсутствие нормативного правового акта, регулирующего порядок и условия индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы не может служить причиной к отказу в индексации этих выплат, поскольку в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П и в Постановлении Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд исходит из того, что в какой бы форме государство не возмещало гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, вред, причиненный их здоровью, любые из них относятся к объему возмещаемого вреда. Более того, в пункте 5.1 мотивировочной части прямо указано, что выбор способов определения размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и критериев их индексации, выступающих в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, однако главное при этом состоит в том, чтобы при осуществлении такого выбора законодателем соблюдались конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. Там же говорится, что в данном случае в качестве критерия индексации должен был быть избран рост прожиточного минимума за год в целом по Российской федерации. Сказанное подтверждается и абзацами третьим, четвертым пункта 5.3 мотивировочной части, следовательно, указанная правовая позиция1 Конституционного Суда свидетельствует о том, что индексации подлежат и иные выплаты, входящие в объем возмещаемого вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС. В соответствии с действующим законодательством предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -

ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", однако, если такая индексация была произведена фактически, то её размер должен быть учтён при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", из чего следует, что суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132: 83,49), с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм, исходя из индекса роста потребительских цен. Если же, такая индексация производилась, то её размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из изложенного, просит взыскать с ответчика - Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «г. Махачкала» единовременно (за счет средств Федерального бюджета) в его пользу недополученные суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 199.425 рублей 5 копеек, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1.870 рублей 56 копеек, а также компенсацию на оздоровление с 2011 года в сумме 3.119 рублей 96 копеек, с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в самом заявлении.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения в МО «город Махачкала» ФИО4 в судебном заседании иск ФИО1 не признала и пояснила, что истцу как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», оказываются в полной мере, в том числе и по его исковым требованиям, осуществляется выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей как участнику (300 рублей назначается инвалидам, получившим и перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы) с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Изначальные размеры компенсаций ему установлены правильно, и они ежегодно индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ. «Об индексации в 2005 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2007 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2009 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС». Из этого следует, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решён на законодательном уровне. Также необоснованно требование о перерасчёте выплат с ДД.ММ.ГГГГ, так как первичное обращение истца ФИО1 было ДД.ММ.ГГГГ, и данный вид выплат был установлен согласно п. 13 ст. 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем просила в удовлетворении иска полностью отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что ФИО1 в иске следует отказать по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что ФИО1 является инвалидом 2 группы (удостоверение ) вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в 30 км-вой зоне отчуждения в войсковой части 55064. В соответствии с п. 13 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» он получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью.

Из представленной справки, выданной УСЗН в МО «город Махачкала», усматривается, что ФИО1 назначены компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 300 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по

ДД.ММ.ГГГГ          г. - 600 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 660 рублей;,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 330 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по

ДД.ММ.ГГГГ          г. - 366 рублей 30 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -399 рублей 27 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 431 рублей 21 коп; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -476 рублей 49 коп; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 538 рублей 43 коп; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -592 рубля 27 коп; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -630 рублей 77 коп.

Ежегодная компенсация за вред здоровью за 2001 год - 500 рублей, за 2002 год - 500 рублей, за 2003 год - 500 рублей, за 2004 год - 550 рублей, за 2005 год - 594 руб., за 2006 год - 656 руб. 43 коп, за 2007 год - 718 руб. 69 коп, за 2008 год - 794 руб. 15 коп, за 2009 год -897 руб. 39 коп, за 2010 год - 987 руб. 12 коп.

Из судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (ВВС РФ № ДД.ММ.ГГГГ), усматривается, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех (III группа), либо пяти­кратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 рублей).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального размера оплаты труда.

Согласно тому же пункту (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ) денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом МРОТ, а Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в РФ» ее размер был определен в твердой денежной сумме - 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ, «О внесении изменении и дополнений в Закон » Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федераций был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом до ДД.ММ.ГГГГ № 31 -ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленным данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Фе­дерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. В силу этого суды при рассмотрении дел данной категории должны исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Исходя из этого ежемесячные суммы возмещении вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оп­латы труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная ком­пенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее исходя из минимального размера оплаты труда) пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу


производилась, что видно из справки УСЗН, то права на индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, истец не имеет.

В силу изложенного суд считает доводы истца и его расчеты несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью и индексации указанных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Дагестан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в
окончательной форме., _. ...»*-..,

Председательствующий ;.V/""