о возмещении ущерба причиненного при исполнениии трудовых обязанностей



Решение

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Федеральный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Мирошниченко С.Н.

при секретаре – Омаровой М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Койчуевой Т.С. к Министерству финансов РФ об установлении факта непригодности проживания в жилище и возмещении материального ущерба причиненного ей в результате стихийного бедствия, произошедшего в 2009 году

УСТАНОВИЛ:

Койчуева Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением об установлении факта непригодности проживания в жилище и возмещении материального ущерба причиненного ей в результате стихийного бедствия, ливневых дождей в 2009году в <адрес>, указывая, что в результате стихийного бедствия – обильных дождей ее дом, расположенный в <адрес> пришел в негодность.

Согласно акту обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий ей дом, в результате обильных дождей получил сильные повреждения, не пригоден для дальнейшего проживания. Этот факт установлен документально комиссией с участием администрации кировского района <адрес> и сотрудников ГО ЧС.

По обращениям Койчуевой Т.С. в администрацию <адрес> с просьбой о выделении полагающейся денежной компенсации, ей было отказано в связи с тем, что она не была включена в списки пострадавших. Хотя сам факт повреждения жилища и его непригодность к проживанию в результате произошедших обильных осадков был признан должностными лицами администрации <адрес>.

В списки пострадавших она не попала из-за бездействия федеральных и местных органов исполнительной власти, которые несвоевременно провели осмотр ее жилища и не включили ее в списки пострадавших.

В данный момент домовладение Койчуевой Т.С. повреждено так сильно, что она и ее семья вынуждены проживать у родственников на разных квартирах.

В суде представитель истицы Исмаилов М.Г. по доверенности от 1.12. 2010 г поддержал ее требования и просил их удовлетворить, установить факт непригодности проживания в принадлежащем ей доме и взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ денежную компенсацию на восстановление ей жилища в сумме 4 млн. 593 тыс. 600 руб. из расчета нормативов жилой площади на одного члена семьи и стоимости 1 кв. метра жилой площади по РД в сумме 23 200 руб. и состава ее семьи из 11 человек. ( 23 200 х 18 = 417600 х 11 = 4 593 600 руб.)

Представитель УФК по <адрес> Ахмедов М.Ш. доводы истца не признал и пояснил, что согласно существующему порядку средства из резервного фонда правительства РФ выделяются по ходатайству субъекта РФ в течение месяца.

Койчуева Т.С. пропустила сроки обращения в комиссию МЧС, которая работала на территории <адрес> и собирала необходимые для этого документы, поэтому в удовлетворении ее исковых требований необходимо отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в данном судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, Койчуева Т.С. имела в собственности жилой дом по ул. Ю Акаева 7 <адрес> 1999 года постройки, общей площадью 180, 6 кв. метра, в том числе жилой 62, 7 кв. м., в котором она проживала с семьей из 10 человек. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами техническим паспортом, справкой администрации <адрес>, актом исследования дома, справкой о составе семьи.

Из письма председателя комиссии по ЧС администрации <адрес> Магомедрасулова М.М., следует, что с выездом на место установлен факт разрушения дома Койчуевой Т.С. в результате осадков, произошедших в сентябре 2009 года, однако Койчуева Т.С. не включена в списки пострадавших т.к. обратилась в отдел ГОЧС с опозданием.

Согласно акта обследования спорного дома, Даггражданспроекта, от ДД.ММ.ГГГГ, проживание в нем невозможно в результате затопления на высоту 70 см. и необходимо произвести отселение жильцов.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указанный закон является специальный законом, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный Закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ как ответчика суд не считает необходимым.

Действующее законодательство не ставит необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременности оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств.

Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, и прав, peгyлируемых законом, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользоваться жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГПКИ07-435) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в следующем размере: 42 кв. метра - на семью из 2 человек;

По 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в <адрес> составляет 23 200 рублей.

При нормативе площади 18 кв. метров на одного члена семьи стоимости кв. метра в размере 23 200 рублей стоимость гарантируемого возмещения ущерба составляет 417 600 рублей.( 18 х 23200= 417600)

Следовательно, на всех членов семьи (11 человек) 417 600 х 11 = 4 593 600 рублей.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующим финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Суд также находит состоятельными доводы Койчуевой Т.С. о том, что ее неоднократные обращения в органы местного самоуправления и государственной власти Республики Дагестан к положительным результатам не привели. Поэтому разрешить данный вопрос во вне судебном порядке ей не представляется возможным.

С учетом изложенного суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, установив на основании исследованных материалов дела факт непригодности проживания в жилище Койчуевой Т.С. в результате стихийного действия – обильных осадков в 2009 году на основании которого взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ невыплаченную ей компенсацию в размере 4593600 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Койчуевой Т. С. удовлетворить.

Установить факт разрушения от ливневых дождей, произошедших в сентябре 2009г. домостроения по адресу <адрес>, принадлежащего Койчуевой Т. С.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Койчуевой Т. С. ущерб в сумме 4593600 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Мирошниченко С.Н.

Отпечатано в совещательной комнате.