Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Исмаилова К.С. при секретаре Магомедовой Х.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Р.Г. к УСЗН <адрес> об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление здоровье как инвалиду, приравненным к инвалидам Чернобыльской АЭС, У С Т А Н О В И Л: Магомедов Р.Г. обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к УСЗН в м/о «<адрес>» об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров, указав, что он является инвали<адрес> группы вследствие участия в ликвидации последствий аварий в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы. В соответствии с п. 13 ст. 14 и ч.1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 2000 г. получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона. Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 и 2 ч.1 ст. 13 вышеуказанного Закона ему гарантировано ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы в размере 500 рублей, а по данным 2007 года ему выплачивалась 287,47 и 311,90 рублей соответственно. Индексация получаемых им сумм своевременно не производилась и перечисление производиться в меньшем размере, чем ущемляется его законные права и интересы. По этому поводу он обратился с заявлением в УСЗН <адрес> о перерасчете сумм за все истекшие годы, однако ДД.ММ.ГГГГ за № получил отказ, ссылаясь на то, что он выплаты получает в установленных размерах и перерасчет выплачиваемых ему компенсаций не требуется, с чем он не согласен. С учетом индекса роста потребительских цен за период с июня 2000 г. по декабрь 2010 г. недополученная им сумма на приобретение продовольственных товаров по его подсчетам составляет: 582,09 х 3,698 + 2399,44 х 3,3012 + 3640,32 х 2,7967 + 4612,81 х 2,4306 + + 5913,52 х 2,228 + 6734,51 х 2,037 + 7340,6 х 1,8381 + 7927,94 х 1,6873 + 8760,40 х 1,474 + 9899,26 х 1,2744 + 10889,26 - 2152,57 + 7921,03 + 10180,88 + 11211,90 + 13175,32 + 13718,20 + 13492,76 + 13376,81 + 12912,83 + 12615,62 + 10889,26 = 121647,18 руб. Ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров составляет: 2 х 83,49 х 1,581 х 1,515 х 1,2584 х 1,161 х 1,139 х 1,1 х 1,1 х 1,09 х 1,08х х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 = 1386 руб. 92 коп. С учетом индекса роста потребительских цен за период с января 2001 г. по декабрь 2010 г. недополученная сумма на ежегодное оздоровление составляет: 300,0 х 3,3012 + 455,04* 2,7967 + 576,6 х 2,4306 + 668,45 х 2,228 + 741,89 х 2,037 +803,28 х 1,8381 + 861,70 х 1,6873 + 952,18 х 1,474+ 1075,96 х 1,2744+ 1183,56-990,36+ 1272,61 + 1401,48+ 1489,31 + 1511,23+ 1476,51 + 1453,95 + 1403,51 + 1371,20 + 1183,56 = 13553,72 руб. Ежегодная выплата на оздоровление на ДД.ММ.ГГГГ составляет: 3 х 83,49 х 1,581 х 1,515 х 1,2584 х 1,161 х 1,139 х 1,1 х 1,1 х 1,09 х 1,08 1,4-3x1,1 х 1,065= 2080 руб. 14 коп. Общая недополученная сумма по компенсации на приобретении продовольственных товаров и ежегодное оздоровление составляет: (121647,18 + 13553,72)= 135200,9 руб. Просит в судебном порядке обязать УСЗН в м/о «<адрес>» индексировать получаемые им выплаты на приобретение продовольственных товаров и на ежегодное оздоровление и взыскать в его пользу, единовременно, недополученную сумму: (121647,18 + 13553,72)= 135200,9 руб. В судебном заседании Магомедов Р.Г. и его представитель по доверенности Магомедов А.Г. поддержали исковые требования и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на то, что такие требования соответствуют нормам ст. 13 и 39 Федерального Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ ст.5 ч.3., а также ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы возмещается по правилам, предусмотренным законами РФ с увеличением размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни (в ред. Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ), подлежат индексации в установленном законом порядке. Представитель УСЗН муниципального образования «<адрес>» Магомедов Р.С. требования истца и представленные им расчеты не признал и показал, что истцу, как участнику ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы, меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» оказывается в полной мере, в том числе и по его требованиям, осуществляется выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей как участнику (300 рублей назначается инвалидам, получивших и перенесших лучевую болезнь, другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы) с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Изначальные размеры компенсаций ему установлены правильно, и они ежегодно индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об индексации в 2005 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2007 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2008 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2009 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС». Просил в удовлетворении иска отказать как необоснованный. Изучив материалы дела, выслушав объяснений сторон, суд приходит к следующему: Судом установлено, что Магомедов Р.Г. является инвали<адрес> группы (удостоверение №) вследствие участия в ликвидации последствий аварий в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы. В соответствии с п. 13 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 2000 г. он получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью. Из представленной справки выданной УСЗН в м\о «<адрес>» усматривается, что Магомедову Р.Г. назначены компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 166,98 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 200,0 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 220,0 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 244,20 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 266,18 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 287,47 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 317,65 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 358,94 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - 394,83 рублей. Ежегодная компенсация за вред здоровью за 2001 год - 300 рублей, за 2002 год - 300 рублей, за 2003 год - 300 рублей, за 2004 год - 330 рублей, за 2005 год - 356,40 руб., за 2006 год - 393,86 руб., за 2007 год - 431,21 руб., за 2008 год - 476,49 руб., за 2009 год - 538,43 руб., за 2010 год - 592,27 рублей. Из судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (БВС РФ №ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Статьей 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц, была предусмотрена, выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех III группа, либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 рублей). Пунктом 22 ч.1 ст.14 названного закона Российской Федерации (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалась обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом МРОТ. Согласно тому же пункту в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом МРОТ, а Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в РФ» ее размер был определен в твердой денежной сумме – 300 рублей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ, «О внесении изменении и дополнений в Закон » Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и <адрес>ного суда <адрес>, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федераций был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Необходимые изменения были внесены Федеральным законом до ДД.ММ.ГГГГ № 31 -ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. В силу этого, суды при рассмотрении дел данной категории должны исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено. Исходя из этого ежемесячные суммы возмещении вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации. Практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации). В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определенном» Правительством Российской Федерации. Таким образом, поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу производилась, что видно из справки УСЗН, то права на индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, он не имеет. В силу изложенного, суд считает, доводы истца и его расчеты несостоятельными, в удовлетворении их следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Магомедова Р. Г. к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, взыскании единовременно 135200,9 рублей, отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его провозглашения через суд, принявшее решение. Председательствующий