об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление здоровье как инвалиду, приравненным к инвалидам Чернобыльской АЭС,



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Исмаилова К.С.

при секретаре Магомедовой Х.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Р.Г. к УСЗН <адрес> об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление здоровье как инвалиду, приравненным к инвалидам Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О В И Л:

Магомедов Р.Г. обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к УСЗН в м/о «<адрес>» об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров, указав, что он является инвали<адрес> группы вследствие участия в ликвидации последствий аварий в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы. В соответствии с п. 13 ст. 14 и ч.1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 2000 г. получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона. Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и 2 ч.1 ст. 13 вышеуказанного Закона ему гарантировано ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы в размере 500 рублей, а по данным 2007 года ему выплачивалась 287,47 и 311,90 рублей соответственно. Индексация получаемых им сумм своевременно не производилась и перечисление производиться в меньшем размере, чем ущемляется его законные права и интересы. По этому поводу он обратился с заявлением в УСЗН <адрес> о перерасчете сумм за все истекшие годы, однако ДД.ММ.ГГГГ за получил отказ, ссылаясь на то, что он выплаты получает в установленных размерах и перерасчет выплачиваемых ему компенсаций не требуется, с чем он не согласен.

С учетом индекса роста потребительских цен за период с июня 2000 г. по декабрь 2010 г. недополученная им сумма на приобретение продовольственных товаров по его подсчетам составляет:

582,09 х 3,698 + 2399,44 х 3,3012 + 3640,32 х 2,7967 + 4612,81 х 2,4306 + + 5913,52 х 2,228 + 6734,51 х 2,037 + 7340,6 х 1,8381 + 7927,94 х 1,6873 + 8760,40 х 1,474 + 9899,26 х 1,2744 + 10889,26 - 2152,57 + 7921,03 + 10180,88 + 11211,90 + 13175,32 + 13718,20 + 13492,76 + 13376,81 + 12912,83 + 12615,62 + 10889,26 = 121647,18 руб.

Ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров составляет:

2 х 83,49 х 1,581 х 1,515 х 1,2584 х 1,161 х 1,139 х 1,1 х 1,1 х 1,09 х 1,08х х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 = 1386 руб. 92 коп.

С учетом индекса роста потребительских цен за период с января 2001 г. по декабрь 2010 г. недополученная сумма на ежегодное оздоровление составляет: 300,0 х 3,3012 + 455,04* 2,7967 + 576,6 х 2,4306 + 668,45 х 2,228 + 741,89 х 2,037 +803,28 х 1,8381 + 861,70 х 1,6873 + 952,18 х 1,474+ 1075,96 х 1,2744+ 1183,56-990,36+ 1272,61 + 1401,48+ 1489,31 + 1511,23+ 1476,51 + 1453,95 + 1403,51 + 1371,20 + 1183,56 = 13553,72 руб.

Ежегодная выплата на оздоровление на ДД.ММ.ГГГГ составляет:

3 х 83,49 х 1,581 х 1,515 х 1,2584 х 1,161 х 1,139 х 1,1 х 1,1 х 1,09 х 1,08 1,4-3x1,1 х 1,065= 2080 руб. 14 коп.

Общая недополученная сумма по компенсации на приобретении продовольственных товаров и ежегодное оздоровление составляет: (121647,18 + 13553,72)= 135200,9 руб. Просит в судебном порядке обязать УСЗН в м/о «<адрес>» индексировать получаемые им выплаты на приобретение продовольственных товаров и на ежегодное оздоровление и взыскать в его пользу, единовременно, недополученную сумму: (121647,18 + 13553,72)= 135200,9 руб.

В судебном заседании Магомедов Р.Г. и его представитель по доверенности Магомедов А.Г. поддержали исковые требования и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на то, что такие требования соответствуют нормам ст. 13 и 39 Федерального Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ ст.5 ч.3., а также ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы возмещается по правилам, предусмотренным законами РФ с увеличением размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни (в ред. Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ), подлежат индексации в установленном законом порядке.

Представитель УСЗН муниципального образования «<адрес>» Магомедов Р.С. требования истца и представленные им расчеты не признал и показал, что истцу, как участнику ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы, меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» оказывается в полной мере, в том числе и по его требованиям, осуществляется выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей как участнику (300 рублей назначается инвалидам, получивших и перенесших лучевую болезнь, другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы) с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Изначальные размеры компенсаций ему установлены правильно, и они ежегодно индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ. «Об индексации в 2005 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2007 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2009 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС». Просил в удовлетворении иска отказать как необоснованный.

Изучив материалы дела, выслушав объяснений сторон, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что Магомедов Р.Г. является инвали<адрес> группы (удостоверение ) вследствие участия в ликвидации последствий аварий в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958-1961 годы. В соответствии с п. 13 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 2000 г. он получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью.

Из представленной справки выданной УСЗН в м\о «<адрес>» усматривается, что Магомедову Р.Г. назначены компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 166,98 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 200,0 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 220,0 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 244,20 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 266,18 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 287,47 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 317,65 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 358,94 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - 394,83 рублей.

Ежегодная компенсация за вред здоровью за 2001 год - 300 рублей, за 2002 год - 300 рублей, за 2003 год - 300 рублей, за 2004 год - 330 рублей, за 2005 год - 356,40 руб., за 2006 год - 393,86 руб., за 2007 год - 431,21 руб., за 2008 год - 476,49 руб., за 2009 год - 538,43 руб., за 2010 год - 592,27 рублей.

Из судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (БВС РФ №ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что признание и обеспече­ние права на возмещение вреда здоровью, являю­щемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, конституционная обязанность Рос­сийской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в ре­зультате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систе­му мер, направленных на возмещение вреда, при­чиненного их здоровью в результате этой катаст­рофы и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоро­вью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установле­на причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц, была предусмотрена, вы­плата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех III группа, либо пяти­кратной (I и II группы) суммы минимальной за­работной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 рублей).

Пунктом 22 ч.1 ст.14 названного закона Российской Федерации (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалась обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом МРОТ.

Согласно тому же пункту в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом МРОТ, а Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в РФ» ее размер был определен в твердой денежной сумме – 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ, «О внесении изменении и дополнений в Закон » Российской Федерации "О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минималь­ном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров сти­пендий и социальных выплат в Российской Фе­дерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и <адрес>­ного суда <адрес>, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федераций был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Фе­деральным законом до ДД.ММ.ГГГГ № 31 -ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Рос­сийской Федерации "О социальной защите граж­дан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Феде­рации "О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катаст­рофы на Чернобыльской АЭС".

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Россий­ской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмат­ривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индекса­ция которых проводится в соответствии с други­ми федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным зако­ном о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год, в порядке, определяемом Прави­тельством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательно­го требования Правительство Российской Фе­дерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответст­вующий год установленных Законом Россий­ской Федерации "О социальной защите граж­дан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. В силу этого, суды при рассмотрении дел данной категории должны исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне. Устанавливая порядок индексации раз­мера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Рос­сийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку каких-либо других критериев индек­сации названных выплат и компенсаций данны­ми Законами не предусмотрено.

Исходя из этого ежемесячные суммы возмещении вреда здоровью индексируются в соответ­ствии с увеличением минимального размера оп­латы труда, а впоследствии с увеличением про­житочного минимума, либо исходя из роста ин­дексов инфляции, а ежемесячная денежная ком­пенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоро­вью, на основании вышеизложенного, индекси­руются путем повышения фиксированного раз­мера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Практика применения законодательства по данной категории дел исхо­дит из того, что вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и еже­годной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причинен­ного здоровью, которые подлежали индексации и ранее исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины про­житочного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Феде­рации).

В соответствии со ст. 5 За­кона Российской Федерации "О социальной за­щите граждан, подвергшихся воздействию радиа­ции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавлива­ется в соответствии с другими федеральными за­конами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определенном» Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по­скольку индексация выплат на основании поста­новлений Правительства Российской Федерации истцу производилась, что видно из справки УСЗН, то права на индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и еже­годной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возме­щения вреда здоровью, он не имеет. В силу изложенного, суд считает, доводы истца и его расчеты несостоятельными, в удовлетворении их следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Магомедова Р. Г. к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» об индексации ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров и еже­годной компенсации за вред здоровью, взыскании единовременно 135200,9 рублей, отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его провозглашения через суд, принявшее решение.

Председательствующий