об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Кировского районного суда <адрес> Баркуев М.М. с участием помощника прокурора <адрес> Магомедиминова М.А., представителя МУП «Махачкалинское ароллейбусное управление» Алиев С.З. и ОГНП по <адрес> УГПН МЧС РФ по РД Балабеков Б.К.. при секретаре Курбановой З.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> к Махачкалинскому троллейбусному управлению и ОГНП по <адрес> УГПН МЧС РФ по РД о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением указывая, что в рамках надзорных мероприятий выявлено что, МУП «Махачкалинское Троллейбусное управление» выявлены нарушения требований пожарного законодательства:

Территория и административное здание:


<адрес> по заданию прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения законодательства о транс­портной безопасности и антитеррористической защищенности объектов массо­вого пребывания людей.

Установлено, что отделом надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> в сентябре 2010 го­да в. МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам кото­рой МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» выписано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарного за-конодател ьства.

По поручению прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ


России по РД проведена контрольная ftp


а исполнения предписания


N« 248/1/169 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что МУП «Ма­хачкалинское троллейбусное управление» не устранены выявленные нарушения закона, в частности:

- помещения кузни, смазочной, административного корпуса, депо, свароч­ной, цехов, обмоточной, складских помещений диспетчерской не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (и. 14 ННБ 110-03);

- не разработан план эвакуации транспортных средств при пожаре (п. 3 ППБ 01-03);

- предприятие не обеспечено нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п. 108 ШТБ 01-03 пр. п. 16);

- на путях эвакуации в коридорах, над дверями эвакуационных и запасных выходов не установлены соответствующие ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2001 объемные са­мосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от элек­тросети «ВЫХОД», «эвакуационный (запасной) выход», «дверь эвакуационного выхода» (п. 61, п. 51 ППБ 01-03);

- у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ПГ не уста­новлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) (п. 90 ППБ 01-03);

- электропроводка в производственных помещениях местами проложена открыто, соединения проводов выполнено в скрутку (п. 57-60 ППБ 01-03; п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 85);

- штепсельные розетки и выключатели в офисном помещении не установ­лены на высоте не менее 1,8 метров от пола и на не горючем основании (п. 3 ППБ 01-03; п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ 85);

- не разработаны и не вывешены на видных местах схематические поэтаж­ные планы эвакуации людей при пожаре и ЧС с инструкцией определяющей действия по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей (11.16 ППБ 01-03);

- соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов не выполнено опрессовкой, сваркой, пайкой или специальными зажимами (57 ПУЭ п. ДД.ММ.ГГГГ)

- для всех производственных и складских помещений не определены кате­гории взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зон пот правилам устройства электроустановок, соответственно па дверях выхода в эти помеще­ния не выполнены обозначения категорий и зон ( п. 33 ППБ 01-03);

- территория предприятия не очищается от горючих отходов и мусора (и. 21 ППБ 01-03);

- электрические светильники не оборудованы плафонами закрытого ис­полнения, предусмотренными заводами изготовителями (п. 57 ППБ 01-03);

- с работниками предприятия не проводится противопожарный инструк­таж (п. 7 ППБ 01-03);

- распорядительным документом не установлен противопожарный режим (п. 15 ППБ 01-03);

- не произведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и на контур заземления (п. 57 ППБ 01-03);

- пути эвакуации офисного помещения обшиты горючим материалом (п. 53 ППБ 01-03); •

- не заведет! журнал учета проверки, наличия и состояния первичных средств пожаротушения, огнетушители не пронумерованы белой краской (п. 108 ППБ 01-03 прил. );

- не обозначены места размещения средств пожарной безопасности и мес­та для курения знаками пожарнойбезопасности (п. 27 ППБ 01-03);

- не произведена маркировка и не нанесены надписи на РЩ по назначе­нию цепей (п. 57-60 ППБ 01-03);

- не устранены пороги, препятствующие свободной эвакуации людей в помещениях учебных классов на нервом этаже, на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);

- помещения предприятия и коридоров - путей эвакуации обшиты горю­чим материалом (п. 53 ППБ 01-03);

- в электросиловых щитах допускается использование некалиброванных плавких вставок типа «жучки» (п. 60 ППБ 01-03);

- приемно- контрольный прибор от АПС не установлен в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (НПБ 88-2001 п. 12.55);

- возле блока автоматической пожарной сигнализации не вывешена инст­рукция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о по­жаре и неисправности системы (ППБ 01-03 и. 97);

- сгораемые конструкции сценической коробки актового зала не обработа­ны огнезащитным составом (п. 3 ППБ 01-03);

- внутренние пожарные краны, расположенные на лестничных клетках 1 и 2 этажей не укомплектованы рукавами и стволами, не заведен журнал учета пе­рекатки всех рукавов на новую скатку (п. 91 ППБ 01-03);

- не произведена перекатка рукавов пожарного крана, расположенного на втором этаже (п. 91 ППБ 01-03);

- пожарные шкафы не оборудованы вентиляционными отверстиями (п. 91 ППБ 01-03);

- сети внутреннего противопожарного водопровода не проверяются на ра­ботоспособность согласно правил не реже 2-х раз в год (весной и осенью), акт не представлен (п. 89 ППБ 01-03);

- соединительные нолугайки па пожарных кранах внутреннего противо­пожарного водопровода старого образца типа «Ротороный» (п. 3 ППБ 01-03);

- противопожарный водопровод не оборудован пожарным насосом повы-сителем с схемой противопожарного водоснабжения и схемой обвязки с инст­рукцией определяющей порядок включения (п. 92 ППБ 01-03);

- аккумуляторная и помещение склада не оборудованы автоматической системой пожаротушения (п. 3 ППБ 01-03);

- установлены глухие металлические решетки на окнах помещения 1-го этажа (п. 40 ППБ 01-03);

- электролампочки эксплуатируются без защитных стеклянных плафонов (п. 57-60 ППЬБ 01-03).

В силу ст.37 ФЗ РФ «.О пожарной безопасности» руководители организа­ций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожар­ной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства проти­вопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, не допус­кать использование не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности.в пределах своем компетенции на подведомст­венных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требо­ваний пожарной безопасности.

Принцип приоритета мер предупреждения терроризма согласно п. 7 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» является одним из ос­новных принципов борьбы с терроризмом.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций не­коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреж­дение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении де­нежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездейст­вия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заяв­лением в защит)" прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор защищает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, обеспечение связанных с этими правами государст­венных гарантий, установленных ст. 2 Основ законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан. Предметом спора являются личные не­имущественные нрава Граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,

помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3

ГШ Б 01-03, п. 14 НПБ 110-03);

на путях эвакуации не установлены предписывающие и указательные знаки пожарной безопасности «Выход», «Запасной выход» соответствующие ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2001 объемные с автономным питанием и т.д. (п. 61, п. 51 ППБ 01-03);

на оконных проемах первого этажа здания установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03);

электровыключатели и электророзетки установлены на горючем оснований в приемной кабинета директора (п. 57-60 ППБ 01-03);

на заизолированы оголенные концы электрических проводов в коридоре 1 эта­жа (п. 57 -60 ППБ 01-03);

электрораспредкоробки не закрыты защитными изоляционными крышками в коридоре па 1 этаже (п. 57 -60 ППБ 01-03);

пожарные щиты, расположенные на территории предприятия не укомплекто­ваны противопожарным инвентарем согласно приложению ППБ 01-03 (п. 108 ППБ 01-03);

допускается использование поврежденной электророзетки в кабинете техниче­ских служб (п. 57-60 ППБ 01-03);

дверь электрощитовой не выполнена с противопожарным пределом огнестой­кости нe менее 0,6 часа (п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97, п. 5.14 табл.2);

электрическая лампочка не оборудована плафоном закрытого исполнения в художественной мастерской (п. 57-60 ППБ 01-03);

открыто, проложены электрические провода в художественной мастерской (п. 57-60 ПГ1Б01-03);

в коридоре на 1 этаже здания проложена металлическая труба, препятствую­щая свободной эвакуации людей (п. 53 ППБ 01-03);

Ремонтная зона:

помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01 -03, п. 14 ППБ 110-03);

пожарные щиты, расположенные на территории предприятия не укомплекто­ваны противопожарным инвентарем согласно приложению ППБ 01-03 (п. 108 ППБ 01-03);

отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой для сбо­ра промасленного обтирочного материала (п. 751 ППБ 01-03);

не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожар­ной безопасности (п. 6 ППБ 01-03);

не вывешены па видных местах таблички с указанием номера вызова пожар­ной охраны «При пожаре звонить -01» (п. 13 ППБ 01-03);

электрические лампочки не оборудованы плафонами закрытого исполнения в помещениях цехов (п. 57-60 ППБ 01-03);

не нанесены надписи на распределительном щите о назначении цепей по по­требителям (п. 57-60 ППБ 01-03);

на дверях складского помещения не обозначены категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроуста­новок (п. 33 ППБ 01-03); "

АЗС:

помещения АЗС не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 96 НПБ 11 1-98);

АЗС не обеспечено нормативным количеством первичных средств пожароту­шения, (пожарный щит, огнетушители ОП-5, ведра, лопаты и т.д.) (п. 763 ППБ 0 ПОЗ);

на АЗС не предусмотрена установка передвижных и ручных воздушно - пен­ных огнетушителей в количестве необходимой для полного покрытия пеной возможных проливов бензина (п. 760 ППБ 01-03);

не заведена справочная и техническая документация необходимая для работы, в частности: а) план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций согла­сованный с органом Госпожнадзора; б) план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; в) план эвакуации лю­дей и "транспортных средств с территории АЗС согласованный с органом Гос­пожнадзора; г) выкопировка из утвержденного в установленном порядке гене­рального плана АЗС, содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших АЗС объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; д) инструкции определяющие ответственность и безопасность за обеспечение пожарной безо­пасности при эксплуатации АЗС; е) должностная инструкция работника охраны АЗС; ж) журнал учета первичного и повторного инструктажа на рабочем месте по пожарной безопасности; з) журнал учета проводимых регламентных работ и учета регламентных работ проводимых па системе молнии защиты ( п. 698 ППБ 01-03);

не установлены указатели месторасположения ближайших противопожарных водоисточников ГШ, ИГ с указанием направления и расстояния /до них (п. 84 ППБ01-03);

на территорий АЗС не установлены металлические ящики для сбора использо­ванных обтирочных материалов и пропитанного нефтепродуктом песка, с плот­но закрывающейся крышкой (п. 751 ППБ 01-03);

отсутствуют очистные сооружения на АЗС" для сбора отводящих загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков (п. 9 НПБ 111-98);

на заземляющем устройстве не оборудован специальный разъем для присоеди­нения АЦ во время слива нефтепродуктов (п. 725 ППБ 01-03);

АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 м. для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС (п. 758 ППБ 01-03);

не обозначены места размещения огнетушителей соответствующими указа­тельными знаками (п. 764 ППБ 01-03);

не разработан паспорт безопасности потенциально - опасного объекта (Приказ МЧС России от 04.1 1.2004)

не заключен договор страхования гражданской ответственности эксплуатации опасных производственных объектов (ст.ст. 10, 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ);

не оборудованы резервуары для хранения "топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%- го заполнения ре­зервуара автоматической сигнализацией (световой и звуковой) персоналу АЗС, а при 95 %-пм заполнении автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (п. 54 НПБ 111-98);

не предусмотрены на въезде и выезде с "территории АЗС пологие участки вы­сотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепро­дуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 ППБ 111-99);

резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их гер­метичности (п. 46 ППБ 111 -98);

не обеспечены резервы финансовых средств и материальных ресурсов, согла­сованных с ГУ МЧС России по РД, или страховой полис на страхование расхо­дов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Абдулазизов А. А. по изложенным в заявлениях основаниям просил признать незаконным бездействие ОАО «Махачкалаводоканал» и МУ «»УЖКХ» <адрес> и обязать их привести в надлежащее состояние источники пожарного водоснабжения гидранты с целью создания условий, обеспечивающих противопожарную безопасность по <адрес>, 75-а, <адрес>.

Представитель ОАО «Махачкалаводоканал» Ибрагимов М.М. в суде заявленные исковые требования не признал и показал, что прокурор <адрес> не наделен правом предъявления указанных исков, т.к. указанные недостатки были выявлены в результате проверки соблюдения правил пожарной безопасности и органами Госпожнадзора им сделано предписание для устранения допущенных недостатков, они их признают и над которым в настоящее время работает УЖКХ <адрес> и ОАО «Махачкалаводоканал».

Представитель МУ «УЖКХ» Махтиев Г.Г. также требование прокурора признал частично и представил суду письменные возражения, указывая, что пожарные гидранты находятся на балансе ОАО «Махачкалаводоканал», которое является самостоятельным юридическим лицом и в силу Устава обязано обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение водой потребителей, и только заасфальтированные гидранты, УЖКХ обязана вскрыть и освободить крышку люка гидранта, после предоставления ОАО «Махачкаводоканал» схему пожарных гидрантов.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменное доказательства, суд приходит к следующему.

Из представленного прокурором акта контрольного обследования состояния источников противопожарного водоснабжения в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ следует, что пожарные гидранты, расположенные по <адрес>, 75-а, <адрес> неисправном состоянии находятся 2 пожарных гидранта 1 заасфальтирован 1 засыпан грунтом.

Отсутствие требуемого количества пожарных гидрантов и водоемов, подъездных путей к ним, а также к зданиям и сооружениям, недостаточный напор воды в водопроводных сетях, затрудняет тушение пожаров, а в некоторых случаях приводят к тяжким последствиям: гибели людей и значительному материальному ущербу.

Бездействие ОАО «Махачкалаводоканал» и МУ «УЖКХ» <адрес> является незаконным и нарушает права и интересы граждан, создает угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии со ст. 38 ч.1 и ч.3 Федерального закона ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственник имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. При этом лица, указанные в части 1 настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Уставу п.3.1 целью деятельности ОАО «Махачкалаводоканал», как самостоятельного юридического лица, является надежное и бесперебойное снабжение

водой и водоотведение у потребителей городского округа «<адрес>»

В соответствии с п.4 Устава ОАО «Махачкалаводоканал» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

На основании постановлений главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ создано ОАО «Махачкалаводоканал», в непосредственную обязанность которого входит обеспечение водой в пределах черты городского округа, следовательно обязанность по устранению выявленных недостатков должна быть возложена на ОАО «Махачкалаводоканал».

Согласно Устава МУ УЖКХ <адрес> п.3.1 управление создано с целью координации работы по содержанию дорожно-мостового хозяйства из чего следует, что МУ УЖКХ обязана вскрыть люки, расположенные под асфальтом, поднять на уровень дорожного покрытия.

В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельствах нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не являясь субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с иском о признании бездействия ОАО «Махачкалаводоканал» и МУ «УЖКХ» <адрес> по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения незаконным и об обязанности устранить допущенные нарушения и привести источники пожарного водоснабжения в надлежащее состояние, обеспечивающее противопожарную безопасность, заместитель прокурора <адрес> действовал в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда жизни и здоровья таким лицам.

Исходя из изложенного, суд приходит к мнению о необходимости исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить, признать бездействие ОАО «Махачкалаводоканал» и МУ «УЖКХ» <адрес> по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, незаконным, обязать их устранить нарушения и привести источники пожарного водоснабжения в надлежащее состояние, обеспечивающее противопожарную безопасность. Поскольку из представленного прокурором контрольного обследования усматривается что имеется надобность в вскрытии люка гидранта под асфальтом по <адрес>, потому возникает необходимость возложить обязанность на УЖКХ по его вскрытию.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> - удовлетворить.

Бездействие ОАО «Махачкалаводоканал», выразившееся в необеспечении исправного состояния источников противопожарного водоснабжения, признать не соответствующим закону и обязать его не позднее 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в силу устранить в полном объеме допущенные нарушения и привести в исправное состояние источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) находящихся по <адрес>, 75-а, <адрес>.

Бездействие МУ УЖКХ <адрес>, выразившееся в необеспечении исправного состояния источников противопожарного водоснабжения – гидрантов, признать не соответствующим закону и обязать УЖКХ не позднее 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в силу устранить в полном объеме допущенные нарушения в части заасфальтированных источников противопожарного водоснабжения, расположенных по <адрес>, Махачкалы, а именно, вскрыть, освободить от асфальта и поднять люк источника водоснабжения на уровень дорожного покрытия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья