о возмещении морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кировский районный суд

<адрес>

в составе:

председательствующего - Баркуева М.М.

при секретаре - Улухановой М.У.

с участием представителя истца Магомедова М.Р., и представителя ответчика Насибуллиной В.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова P.M. к Министерству финансов РФ и Федеральному казначейству РФ о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Магомедов P.M., обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному казначейству Российской Федерации о возмещении морального вреда указывая, что 20.03 2009 г., примерно в 19-30 час. при проведении сотрудниками ФСБ и МВД РФ оперативных мероприятий по задержанию боевиков в районе Троллейбусного кольца <адрес>, где недалеко проживает его сын в результате завязавшейся с боевиками стрельбы он, находясь в квартире сына, получил огнестрельное ранение в голову и был доставлен в отделение РКБ. Находился на лечении в больнице до ДД.ММ.ГГГГ и был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях. При проведении операции пуля не была извлечена. Для ее извлечения необходима еще операция. После этого, он неоднократно проходил лечения в связи имевшими место обострениями и приступами. Ему в настоящее время установлена вторая группа инвалидности (3 степень), но он постоянно нуждается в постороннем уходе. В результате попадания пуль в окна и внутрь квартиры его сына, ему также причинен имущественный вред пришлось заменить все окна на новые, так как все стеклопакеты в пластиковых окнах были разбиты, ремонт же внутри квартиры до сих пор еще не проведен. Кроме того, он обращался неоднократно в Правительство РД с заявлением о выплате ему в соответствии с п. 10 Правил выделения бюджетных средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании ст. 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ компенсации в связи с причинением тяжкого вреда его здоровью при проведении сотрудниками ФСБ и МВД РФ оперативных мероприятий по пресечению террористической деятельности, однако ему везде было отказано. Просит взыскать с казны Российской Федерации моральный вред за причиненные в результате получения ранений нравственные и физические страдания 15 000 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Магомедов М.Р., поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме и пояснил, что Магомедов P.M. признан потерпевшим по уголовному делу возбужденному по факту проведения спецоперации сотрудниками правоохранительных органов на пресечении <адрес> по задержанию находившихся в автомашине ВАЗ 3106 участников НВФ. В настоящее время, отец из-за полученных ранений постоянно болеет, нуждается в повторных дорогостоящих операций, находится в подавленном состоянии, от полученных ранений он физически страдает, нуждается постоянном постороннем уходе, на его лечение уходит много средств. Несмотря на неоднократные обращения к Правительству Российской Федерации и Республики Дагестан он до сих пор, не получил компенсацию за нанесенный ему как материальный так и моральный ущерб.

В судебном заседании представитель ответчика Управлении Федерального казначейства по РД Насибуллина В.Ш., исковые требования не признала, просила в их удовлетворении полностью отказать, и пояснила, что Согласно ст. 18 Федерального Закона «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. В обосновании своих требований истец ссылается на положение статьи 1069 ГК РФ, предусматривающий возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) органов государственной власти и их должностных лиц за счет средств казны РФ. При этом следует учитывать, что незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц могут быть признаны лишь на основании вступивших в законную силу решения суда. В случае отсутствия такого признания, оснований для возмещения ущерба не существует. Взыскание возмещения причиненного морального вреда с казны соответствующего уровня является специальной нормой, предусмотренной ст.ст. 1070,1069 ГК РФ. Требования истца ни к одной из этих норм не относятся, следовательно.

Исследовав материалы дела и выслушав мнения сторон, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что действительно согласно постановлению старшего следователя СО по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов по ст. ст.317, ч.2 ст.222 и п. «а», «в» ч.З ст. 111 УК РФ. По данному делу за был признан потерпевшим Магомедов P.M., который в ходе возникшей перестрелки между сотрудниками правоохранительных органов и лицами, подозреваемыми НВФ, получил огнестрельное ранение в голову. В последующем согласно постановлению от 05.05 2009 г. указанное дело было соединено с другими уголовными делами предусматривающие ответственность по ч.2 ст. 210, 208 ч.2 УК РФ и другим статьям. В частности в нем говориться, что при проведении спецоперации сотрудниками правоохранительных органов на пресечении <адрес> по задержанию находившихся в автомашине ВАЗ 3106 участников НВФ, в ходе которой лица, находившиеся в автомашине, открыли огонь из огнестрельного оружия в сотрудников правоохранительных органов и ответным огнем все они были убиты. В ходе перестрелки огнестрельные ранения получил и доставлен в РКБ Магомедов P.M.

Как усматривается из заключения судебно- медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ за проведенной в рамках уголовного дела Магомедов P.M. получил огнестрельное пулевое ранение головы с повреждением вещества головного мозга. Эти повреждения причинены, возможно, в срок и при обстоятельствах, указанных в медицинской карте и квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Это подтверждается также выписным эпикризом на больного Магомедова P.M., справкой ОАО «Медицинского центра им. Р.П. Аскерханова».

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ серии Магомедов P.M. является инвалидом второй группы.

Как усматривается из материалов дела Магомедов P.M. обращался Правительству РД о выплате ему материального ущерба предусмотренного постановлением Правительства РФ, однако как видно из письма ГУ МЧС России по РД ему выплату денежных средств не произвели и переправили его обращение в Администрацию <адрес>.

Согласно пункта 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта -Ф3, возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из искового заявления, вред потерпевшему был причинен в результате проведения сотрудниками правоохранительных органов мероприятий по


_..„.r_________ j. ^^.шшо nuv. согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по факту

оказания участниками НВФ Алдаевым А.А., Абдулашевым К.М., Валиевым И.Т. и Идрисовым А.Р. вооруженного сопротивления работникам правоохранительным органам проводящих спецоперацию на пересечении <адрес> и п<адрес> по их задержанию находившихся в автомашине ВАЗ 3106 - прекращено уголовное преследование в связи с их смертью по основаниям предусмотренным п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ (уголовное дело за )

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец получил ранение в результате проведения мероприятий правоохранительными органами по задержанию участников НВФ.

В соответствии с требованиями ст. 1064 «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда».

Конституцией Российской Федерации защита личности стала приоритетным направлением в деятельности государства и его органа Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ст. 52 Конституции Российской Федерации, тем самым гарантирует полноценную защиту его прав и законных интересов, а также обеспечение компенсации причиненного ущерба.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «государство учитывая характер чрезвычайности террористического акта и причиненного вреда, принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая таким образом гарантом возмещения ущерба пострадавшим. Тем самым законодательно разрешается задача скорейшего восстановления нарушенных прав при ограниченности, отсутствия или невозможности определения в разумные сроки истинных источников возмещения вреда». Взятые на себя государством обязанности по возмещению ущерба причиненного потерпевшим жертвам террористических актов, согласуются с положениями и рекомендациями международно-правовых актов.

Согласно п.п. п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий. Гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);

Однако как усматривается из материалов дела, хотя истец и обращался с заявлением к правительству о выплате ему материального ущерба, но по настоящее время ему не произвели указанные выплаты.

Судом установлено, что Магомедов P.M. получил тяжкие телесные повреждения при проведении спецоперации сотрудниками правоохранительных органов на пресечении <адрес> по задержанию находившихся в автомашине ВАЗ 3106 участников НВФ. В результате чего Магомедову P.M. причинен моральный вред, физические и нравственные страдания, а именно: он, получив телесные повреждения и став инвалидом, не может продолжать вести активную жизнь; потерял работу; испытывает физическую боль, связанной с причинением увечья, следовательно в соответствии с ст. 151 ГК РФ требования истца Магомедова P.M., о взыскании с Министерство Финансов РФ о возмещении морального вреда в его пользу являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично, в пределах разумности и справедливости, в размере 400 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Исковые требования Магомедова Р. М. - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Магомедова P.M. 400 ООО (четыреста тысяч) рублей.

Председательствующий


Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение
10 дней со дня его вынесения.