Дело № 1- 43 (1019)
П р и г о в о р
Именем Российской Федерации
г.Кирово-Чепецк 19 января 2011 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кокаревой Т.В.,
при секретаре Аношиной М.В.,
с участием государственного обвинителя Кирово-Чепецкого городского прокурора Волкова А.А.,
подсудимых Скрябина Р.А., Керимова В.Я.,
адвокатов Пластининой Л.Ю. и Кардашина А.Г., представивших удостоверения №№ 233, 118 и ордера №№ 001013 и 028526 соответственно,
потерпевшего М.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Скрябина Р.А., <...>, ранее судимого <...>, содержащегося по данному делу под стражей с 22 сентября 2010 г.,
- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 163 УК РФ, и
Керимова В.Я., <...>, ранее не судимого, содержащегося по данному делу под стражей с 22 сентября 2010 г.,
- обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 163 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Подсудимые Скрябин Р.А. и Керимов В.Я. совершили вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору.
Они же, Скрябин Р.А. и Керимов В.Я., совершили вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, при этом Скрябин Р.А. также с применением насилия.
Они же, Скрябин Р.А. и Керимов В.Я., совершили вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
Преступления подсудимые совершили при следующих обстоятельствах:
1. В один из дней в период с 20 июня 2010 года по 19 июля 2010 года Керимов В.Я. и Скрябин Р.А., используя обещание, данное малознакомым М. в предоставлении им 2 000 рублей за оказанную ранее услугу, решили незаконно завладеть иными денежными средствами М. При этом до начала совместных преступных действий Керимов и Скрябин договорились о вымогательстве денежных средств у М. под угрозой применения насилия.
Тем самым между Керимовым и Скрябиным до начала действий, непосредственно направленных на незаконное завладение денежными средствами, состоялся предварительный сговор на совершение задуманного преступления.
Преследуя корыстную цель неправомерного обогащения, в один из дней в период с 20 июня 2010 года по 19 июля 2010 года около 16 часов Керимов и Скрябин, встретив М. возле ***, используя указанный выше предлог, намеренно и поочередно высказали требование, заявив, что М. должен отдать им деньги уже в сумме 4 000 рублей за несвоевременное выполнение своих обещаний. При этом Керимов и Скрябин указали, что М. должен передать им деньги в сумме 4 000 рублей по истечении последующих 2-3 дней. Когда же М. пояснил, что отказывается принести деньги в большем размере, Керимов и Скрябин стали принуждать потерпевшего к передаче им денежных средств, пригрозив, что в противном случае найдут М. и нанесут ему побои. Реально опасаясь высказанных угроз применения насилия, так как Керимов и Скрябин были старше его и физически сильнее, а также понимая, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, М. согласился на указанное требование. Таким образом, Керимов и Скрябин стали вымогать у М. деньги, которые им не принадлежали. При этом у М. были все основания опасаться осуществления угроз со стороны Керимова и Скрябина. Высказав требования передачи имущества под угрозой применения насилия, Керимов и Скрябин с места преступления скрылись.
Продолжая совместные преступные действия по неправомерному обогащению, через несколько дней после вымогательства денежных средств в размере 4 000 рублей, в период с 20 июня 2010 года по 19 июля 2010 года около 16 часов Керимов и Скрябин, встретив М. возле ***, напомнили последнему про якобы имеющийся перед ними долг в сумме 4 000 рублей. Однако М. пояснил, что деньги у него будут лишь вечером. Находясь возле указанного дома, преследуя корыстную цель, Керимов и Скрябин намеренно и поочередно высказали требование, заявив, что М. должен отдать им деньги уже в сумме 5 000 рублей за несвоевременное выполнение их требований. При этом Керимов и Скрябин указали, что М. должен передать им деньги в сумме 5 000 рублей по истечении 1 часа, то есть не позднее 17 часов того же дня. Когда же М. стал возражать в предоставлении денежных средств в большем размере, Керимов и Скрябин стали принуждать потерпевшего к передаче им денежных средств, пригрозив, что в противном случае найдут М. и нанесут ему побои. Реально опасаясь осуществления угрозы применения насилия, так как Керимов и Скрябин были старше его и физически сильнее, а также понимая, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, М. согласился на указанное требование. Таким образом, Керимов и Скрябин стали вновь вымогать у М. деньги, которые им не принадлежали. При этом у М. были все основания опасаться осуществления угроз со стороны Керимова и Скрябина.
Опасаясь приведения в исполнение в отношении него угроз о нанесении побоев, М. в тот же день в указанный период около 18 часов, находясь возле ***, передал Керимову и Скрябину часть незаконно требуемых от него денег в сумме 3 000 рублей, которые занял у родственников. Также, опасаясь применения к нему насилия, продолжая выполнять требования Керимова и Скрябина о передаче денег, М. в тот же день в указанный период около 18 часов 30 минут, находясь возле ***, передал Керимову и Скрябину через С. остальную часть незаконно требуемых от него денег в сумме 2 000 руб., которые Керимов занял для М. у своего знакомого С.
Получив деньги, Керимов и Скрябин с места преступления скрылись.
Тем самым, Керимов и Скрябин своими совместными преступными действиями незаконно завладели денежными средствами потерпевшего М., причинив потерпевшему материальный ущерб в размере 5 000 рублей.
Данные действия подсудимых Скрябина Р.А. и Керимова В.Я. органами предварительного следствия квалифицированы по денежные средства в размере 2 500 рублей их знакомому С., решили незаконно завладеть денежными средствами М. При этом до начала совместных преступных действий Керимов и Скрябин договорились о вымогательстве денежных средств у М. под угрозой применения насилия.
Тем самым между Керимовым и Скрябиным до начала действий, непосредственно направленных на незаконное завладение денежными средствами, состоялся предварительный сговор на совершение задуманного преступления.
Преследуя корыстную цель неправомерного обогащения, в один из дней в период с 20 июля 2010 года по 31 июля 2010 года около 19 часов Керимов и Скрябин по предварительной договоренности встретились с М. возле ***, где Скрябин вышел за пределы предварительной договоренности и с целью достижения преступной цели, подавления сопротивления и устрашения М., нанес потерпевшему не менее 2 ударов рукой по лицу, отчего потерпевший испытал физическую боль. После этого Керимов и Скрябин, используя указанный ранее предлог, намеренно и поочередно высказали в адрес М. требование, заявив, что тот должен отдать им деньги в сумме 10 000 рублей за несвоевременное выполнение взятого на себя обязательства по возврату денег С.
При этом Керимов и Скрябин указали, что М. должен передать им деньги в сумме 10 000 рублей не позднее 30 июля 2010 года. Когда же М. пояснил, что указанная сумма денег у него отсутствует, Керимов и Скрябин стали принуждать потерпевшего к передаче им денежных средств, пригрозив, что в противном случае найдут М. и нанесут ему побои. Реально опасаясь высказанных угроз применения насилия, так как Керимов и Скрябин были старше его и физически сильнее, а также понимая, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, и в отношении него уже применено физическое насилие, М. согласился на указанное требование. Тем самым, Керимов и Скрябин стали вымогать у М. деньги, которые им не принадлежали. При этом у М. были все основания опасаться осуществления угроз со стороны Керимова и Скрябина. После этого Керимов и Скрябин, осуществив преступные действия, с места преступления скрылись.
Опасаясь приведения в исполнение в отношении него угроз о нанесении побоев, М. около 13 часов в один из дней в период с 27 июля 2010 года по 31 июля 2010 года, находясь возле ***, передал Скрябину незаконно требуемые от него деньги в сумме 10 000 рублей, которые занял у родственников.
Тем самым, Керимов и Скрябин своими совместными преступными действиями незаконно завладели денежными средствами М., причинив потерпевшему материальный ущерб в размере10 000 рублей.
Данные действия подсудимого Скрябина Р.А. органами предварительного следствия квалифицированы по п.п. «а, в» ч.2 ст. 163 УК РФ как вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
Данные действия подсудимого Керимова В.Я. органами предварительного следствия квалифицированы по претензии по поводу невозвращения незаконно требуемых денег. При этом Керимов стал высказывать в адрес М. угрозы физической расправы, говоря: «Тебя надо бить, чтобы ты отдал деньги!» Реально опасаясь осуществления угроз применения насилия, так как Керимов был старше его и физически сильнее, а также понимая, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, М. показал имеющиеся у него деньги в сумме 550 рублей, которые Керимов у него забрал.
Продолжая преследовать корыстную цель неправомерного обогащения, в один из дней в период с 13 сентября 2010 года по 14 сентября 2010 года около 14 часов Керимов и Скрябин по предварительной договоренности встретились с М. возле ***. При этом Керимов и Скрябин намеренно и поочередно высказали в адрес М. требование, заявив, что М. должен передать им деньги в сумме 1 500 рублей к 15 часам того же дня за несвоевременное выполнение их требований по передаче им денег в сумме 1 600 рублей для погашения потребительского кредита. Когда же М. пояснил, что указанная сумма денег у него отсутствует, Керимов и Скрябин стали принуждать потерпевшего к передаче им денежных средств, пригрозив, что в противном случае найдут М. и нанесут ему побои. В подтверждение своих угроз Керимов нанес М. по лицу не менее 5 ударов руками, от которых потерпевший испытал физическую боль. Реально опасаясь высказанных угроз применения насилия, так как Керимов и Скрябин были старше его и физически сильнее, а также понимая, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, и в отношении него уже было применено физическое насилие, М. согласился на указанное требование. Тем самым Керимов и Скрябин вновь стали вымогать у М. деньги, которые им не принадлежали. При этом у М. были все основания опасаться осуществления угроз со стороны Керимова и Скрябина. Осуществив преступные действия, Керимов и Скрябин с места преступления скрылись. Однако М. требуемую от него сумму так и не отдал.
22 сентября 2010г. около 14 часов Керимов и Скрябин по предварительной договоренности встретились с М. возле ***. При этом Керимов и Скрябин намеренно и поочередно высказали требование, заявив, что М. должен оплатить их кредит на общую сумму 30 000 рублей, и М. будет каждый месяц платить им по 2 000 рублей. Когда же М. пояснил, что указанная сумма денег у него отсутствует, Керимов и Скрябин стали принуждать потерпевшего к передаче им денежных средств, пригрозив, что в противном случае найдут М., нанесут ему побои, совершат с ним мужеложство или иные насильственные действия сексуального характера.
В подтверждение своих угроз Скрябин нанес М. по телу 3 удара рукой, от которых потерпевший испытал физическую боль. Керимов в свою очередь в подтверждение своих угроз нанес потерпевшему один удар ногой по ногам и один удар рукой по телу. От полученных телесных повреждений М. также испытал физическую боль.
При этом М. реально опасался высказанных угроз применения насилия, а так же угроз о мужеложстве и иных насильственных действиях сексуального характера, так как Керимов и Скрябин были старше его и физически сильнее. Так же М. понимал, что в случае нанесения ему побоев он не сможет оказать должного сопротивления, и в отношении него уже было применено физическое насилие.
Тем самым Керимов и Скрябин вновь стали вымогать у М. деньги, которые им не принадлежали. При этом у М. были все основания опасаться осуществления угроз со стороны Керимова и Скрябина.
Своими совместными действиями Керимов и Скрябин незаконно завладели денежными средствами М., причинив потерпевшему материальный ущерб в размере 1 450 рублей.
Данные действия подсудимых Скрябина Р.А. и Керимова В.Я. органами предварительного следствия квалифицированы по п.п. «а, в» ч.2 ст. 163 УК РФ как вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
Подсудимый Скрябин Р.А. в судебном заседании пояснил, что с предъявленным обвинением он согласен полностью, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, данное ходатайство им было заявлено добровольно и после консультации с защитником, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства он осознает.
Подсудимый Керимов В.Я. в судебном заседании пояснил, что с предъявленным обвинением он согласен полностью, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, данное ходатайство им было заявлено добровольно и после консультации с защитником, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства он осознает.
Государственный обвинитель Волков А.В., потерпевший М. против постановления приговора без проведения судебного разбирательства не возражали.
Действия подсудимых Скрябина Р.А. и Керимова В.Я. в части вымогательства в период с 20 июня 2010 года по 19 июля 2010 года денежных средств от 4 000 руб. до 5 000 руб. суд квалифицирует по ч.2 ст. 163 УК РФ, так как он совершил вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
Действия подсудимого Керимова В.Я. в части вымогательства в период с 20 июля 2010 года по 31 июля 2010 года 10 000 руб. суд квалифицирует по ч.2 ст. 163 УК РФ, так как они совершили вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
При определении вида и меры наказания подсудимым суд учитывает в качестве смягчающих наказание обстоятельств: признание ими вины и раскаяние в содеянном, явку с повинной, добровольное возмещение ущерба, публичное принесение извинений потерпевшему.
Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.
Поскольку Скрябин ранее был судим за совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте, рецидив в его действиях не усматривается.
Учитывает суд и личности подсудимых, которые характеризуются: подсудимый Скрябин ранее судим, данная судимость у него не снята и не погашена в установленном законом порядке, в местах лишения свободы он характеризовался отрицательно, по месту учебы в школе - отрицательно, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, после освобождения из мест лишения свободы нигде не работает, привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка; подсудимый Керимов ранее не судим, по месту учебы в школе характеризовался удовлетворительно, по месту учебы в *** - отрицательно, был отчислен из числа студентов, по месту жительства и работы характеризуется удовлетворительно, привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенных подсудимыми деяний, обстоятельств дела, данных о личности подсудимых, суд пришел к выводу о назначении им наказания в виде лишения свободы и оснований для применения в отношении подсудимых ст.ст.64 или 73 УК РФ суд не находит.
С учетом обстоятельств дела и материального положения подсудимых суд полагает возможным не назначать им дополнительные наказания в виде штрафа и в виде ограничения свободы.
Поскольку подсудимые Скрябин и Керимов совершили ряд тяжких преступлений, Скрябин ранее отбывал наказание в местах лишения свободы за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте, Керимов ранее не судим, местом отбывания наказания им в соответствии с требованиями доказательства, хранящиеся в комнате вещественных доказательств СО при ОВД по Кирово-Чепецкому району: сведения о телефонных соединениях из компаний ОАО «МТС» и ОАО «Вымпелком» на двух компакт дисках, компакт диск с аудиозаписью преступления, компакт диск с видеозаписью преступления, подлежат хранению при уголовном деле; ноутбук «Acer» с зарядным устройством подлежит передаче по принадлежности О.; кредитные документы на имя Скрябина Р.А. подлежат передаче подсудимому Скрябину Р.А. Сведения о телефонных соединениях из компании ЗАО «Вотек Мобайл» подлежат оставлению в материалах уголовного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.316 УПК РФ, судп р и г о в о р и л :
Признать Скрябина Р.А. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.2 ст. 163, п.п. «а, в» ч.2 ст. 163, п.п. «а, в» ч.2 ст. 163 УК РФ, по которым назначить наказание:
- по ч.2 ст. 163 УК РФ (за совершение вымогательства в период с 20 июля 2010 года по 31 июля 2010 года) - 3 года 1 месяц лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы;
- по п.п. «а, в» ч.2 ст. 163 УК РФ (за совершение вымогательства в период с конца июля 2010 года по 22 сентября 2010 года) - 3 года 1 месяц лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательное наказание Скрябину Р.А. по совокупности преступлений назначить путем частичного сложения назначенных наказаний - 4 года лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Скрябину Р.А. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - заключение под стражу.
Срок наказания Скрябину Р.А. исчислять с зачетом времени его предварительного заключения по данному делу с 22 сентября 2010 г.
Признать Керимова В.Я. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.2 ст. 163, п. «а» ч.2 ст. 163, п.п. «а, в» ч.2 ст. 163 УК РФ, по которым назначить наказание:
- по ч.2 ст. 163 УК РФ - 3 года 1 месяц лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательное наказание Керимову В.Я. по совокупности преступлений назначить путем частичного сложения назначенных наказаний - 3 года 6 месяцев лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Керимову В.Я. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - заключение под стражу.
Срок наказания Керимову В.Я. исчислять с зачетом времени его предварительного заключения по данному делу с 22 сентября 2010 г.
Вещественные доказательства, хранящиеся в комнате вещественных доказательств СО при ОВД по Кирово-Чепецкому району: сведения о телефонных соединениях из компаний ОАО «МТС» и ОАО «Вымпелком» на двух компакт дисках, компакт диск с аудиозаписью преступления, компакт диск с видеозаписью преступления, - хранить при уголовном деле; ноутбук «Acer» с зарядным устройством передать по принадлежности О.; кредитные документы на имя Скрябина Р.А. передать осужденному Скрябину Р.А. Сведения о телефонных соединениях из компании ЗАО «Вотек Мобайл» - оставить в материалах уголовного дела.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения с соблюдением требований ст.317 УПК РФ, осужденными Скрябиным и Керимовым - в тот же срок со дня вручения копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: Т.В.Кокарева