решение мирового судьи о взыскании денежных средств оставлено без изменения 11-13/2012



Дело № 11-13/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кирово-Чепецк        09 апреля 2012г.

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой М.Г.,

при секретаре Русаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район на решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Суставовой О.Л. к муниципальному образованию «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>», КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в <адрес>», Департаменту финансов <адрес>, Департаменту социального развития <адрес> о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от <данные изъяты> исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Суставовой О.Л. удовлетворены частично. С муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» в лице администрации <адрес> за счёт средств бюджета в пользу Суставовой О.Л. взысканы убытки в сумме <данные изъяты> рублей 10 копеек.

Не согласившись с решением мирового судьи, муниципальное образование «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» представило апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении исковых требований Кирово-Чепецкому городскому прокурору отказать, указав в обоснование доводов, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных трансфертах.

Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-30 (в ред. от 25.02.2011 № 618-30) «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области определены категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов, условия выплаты, установлен размер и порядок выплаты частичной компенсации расходов. Статей 6 указанного Закона определено, что расходы, предусмотренные данным Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее № 131-Ф3) вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 19 и пунктом 3 статьи 20 Закона № 1Э1-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом 131-Ф3 к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средства из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Муниципальное образование не вправе принять на себя дополнительные расходные обязательства, которые, в виду отсутствия финансовых возможностей, не смогут быть удовлетворены за счет средств муниципального бюджета. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2004 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования, дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, но финансирование данных полномочий не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии финансовой возможности муниципального образования.

Представитель администрация МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Яковенко Д.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставляющих соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

До настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией МО «<адрес>», где проживает и работает Суставова О.Л. не установлены.

Просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» без удовлетворения.

Истец Суставова О.Л. считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в <адрес>» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия их представителя.

Ответчики Департамент финансов <адрес> и Департамент социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства по апелляционной жалобе.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливается Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Советам Министров республик, край(обл)исполкомам было предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением (пункт 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517).

Право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членами их семей было закреплено частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

С принятием Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и в другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках" и от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" утратили силу.

Тем же Федеральным законом было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ).

Согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" признано недействующими на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 были внесены изменения.

Часть вторая, предусматривающая право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Статья дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания:

"Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».

Исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона № 122- ФЗ, вышеуказанные изменения статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» вступили в силу с 1 января 2005 года. Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Следовательно, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с введением в действие Жилищного кодекса РФ.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в муниципальных организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности (поселках городского типа), и проживающих в сельской местности (поселках городского типа).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004 года (к числу таковых относится истица), должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время.

В судебном заседании установлено, что Суставова О.Л. в период с <данные изъяты> являлась медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, поскольку работала <данные изъяты> и проживала по адресу <адрес>. За период с <данные изъяты> за жилье и коммунальные услуги она уплатила <данные изъяты> размер частичной компенсации, выплаченной Суставовой О.Л. составил <данные изъяты> Сумма переплаты составила <данные изъяты>

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Муниципальным образованием «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» не установлены меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, где работала и проживает Суставова О.Л.

Мировым судьей сделан правильный вывод о том, что отсутствие финансовых средств на указанные цели не является уважительной причиной для непринятия ответчиком «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления медицинским работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации сумма переплаты за жилье, отопление и освещение внесенная Суставовой О.Л. - <данные изъяты> является её убытками, которые возникли по вине ответчика муниципальное образование «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» в связи с его бездействием и неисполнением обязанности по принятию нормативного акта, определяющего льготы медицинских работников по смыслу ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

С учетом вышеназванных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела, мировым судьей обстоятельства исследованы полно и объективно, оценка представленным сторонами доказательствам дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, предусмотренных ст. 362-364 ГПК РФ нарушений норм материального и процессуального права не усматривается, таким образом суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения мирового судьи судебного участка № <адрес>) от <данные изъяты> и считает необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ,

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Суставовой С.Л. к муниципальному образованию «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>», КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в <адрес>», Департаменту финансов <адрес>, Департаменту социального развития <адрес> о взыскании денежных средств, оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» - без удовлетворения.

Судья       М.Г. Алексеева