Дело № 2-454/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Кирово-Чепецк 21 апреля 2011г. Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Курагина А.А. при секретаре Пакулиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Санникова С.Н. к ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области о признании заключения врачебной комиссии незаконным, у с т а н о в и л : Санников С.Н. обратился в суд с иском к ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области о признании заключения врачебной комиссии незаконным. В обоснование заявленных требования указал, что по решению начальника медицинской части ФБУ №... УФСИН России по Кировской области от **.**.****г. в связи с резким ухудшением его состояния здоровья и имеющегося у него ряда хронических и тяжких заболеваний, включенных в перечень заболеваний в пункт 33 Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, он был этапирован и направлен по наряду №...-М на медицинское освидетельствование не в пульмонологическое отделение лечебно-профилактического учреждения, а в терапевтическое отделение ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ. В учреждении ФБУ ЛИУ-12 он проходил медицинское освидетельствование. С заключением врачебной комиссии о его медицинском освидетельствовании от **.**.****г. он не согласен, считает его незаконным, а медицинские документы сфальсифицированными администрацией учреждения ФБУ ЛИУ-12 о его объективном обследовании и установлением его точного клинического диагноза. Считает, что форма заключения медицинской комиссии об освидетельствовании осужденного не соответствует требованиям пункта 11 Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утвержденных Постановлением Правительства № 54 от 06.02.2004г. в редакции Постановления Правительства РФ № 847 от 30.12.2005г., согласно которому форма заключения медицинской комиссии об освидетельствовании осужденного утверждается Министерством Юстиции РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, ему же выдана копия заключения врачебной комиссии незаверенная. В отношении его не было осуществлено комплексное лечебно-диагностическое мероприятие, а также медицинское освидетельствование специализированной медицинской комиссией в лечебно-профилактическом учреждении. Медицинская комиссия ФБУ ЛИУ-12 незаконно осуществила медицинское освидетельствование, без его участия. Он не был в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования, не был заблаговременно уведомлен о дате проведения освидетельствования, хотя им **.**.****г. об этом подавалось обращение на имя начальника ФБУ ЛИУ-12, **.**.****г. он был ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования. Медицинской комиссией не были запрошены дополнительные сведения о состоянии его здоровья, в медицинском освидетельствовании не в полном объеме указаны сведении о состоянии его здоровья, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма. В специализированном лечебном исправительном учреждении № 12, которое функционирует в составе учреждения ИС УФСИН России по Кировской области, не являясь юридическим лицом, действуя на основе Положения, утвержденного этим учреждением, в котором отсутствует соответствующие сертифицированные требования и аккредитация в осуществлении своей специальной медицинской деятельности в области реабилитации инвалидов, где контроль за порядком оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи противоречит требованиям основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г № 5487-1 (в редакции от 27.12.2009 № 365-ФЗ), а комплекс лечебно-диагностических мероприятий и качество медицинской реабилитации в ФБУ ЛИУ-12 ставят инвалида в зависимость от добросовестности медицинских работников УИС, то есть в крайне шаткое и чрезвычайно социально незащищенное правовое положение, в том числе группу риска о заражении туберкулезом, все действия и бездействия медицинских работников УИС не подконтрольны ни одним органам. Просит признать заключение врачебной комиссии от **.**.****г. незаконным. Истец Санников С.Н. отбывает наказание в ФБУ ОИК-1 ИК-9, в судебное заседание не вызывался, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представители ответчика ФБУ ЛИУ -12 УФСИН России по Кировской области по доверенности Муклиева Н.М., Катаева О.Л. с заявленными исковыми требованиями Санникова С.Н. не согласны, представили суду письменные возражения. Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований по следующим основаниям. Из пояснений участников процесса и представленных документов установлено, что Санников С.Н. прибыл в ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области **.**.****г. по наряду №...-М из ФБУ №... для решения вопроса о возможности освобождения от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 54 от 06.02.2004г. в редакции Постановления Правительства РФ № 847 от 30.12.2005г.; обследования (консультация пульмонолога, кардиолога, спирометрия, рентгенография, ЭКГ (электрокардиография), ЭХОКС (эхокардиоскопия), ФГДС (фиброгастродуоденоскопия), подбор адекватной терапии. По прибытию после карантина был госпитализирован в терапевтическое отделение **.**.****г., было начато обследование для предоставления на специальную врачебную комиссию и решения вопроса о возможности освобождения от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. За время стационарного обследования Санников С.Н. был проконсультирован следующими специалистами: кардиологом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, дерматологом, хирургом, пульмонологом; были проведены: эхокардиоскопия, спиротография, электрокардиография, рентгенография грудного отдела позвоночника, флюорография органов грудной клетки, рентгеноскопия желудочно-кишечного тракта. **.**.****г. представлен на врачебную комиссию перед направлением на медико-социальную экспертизу. **.**.****г. освидетельствован бюро медико-социальной экспертизы. **.**.****г. Санников С.Н. был освидетельствован специальной врачебной комиссией. На основании проведенного обследования и установленного диагноза комиссия пришла к заключению, что Санников С.Н. не может быть освобожден от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью в соответствии с Постановлением Правительства № 54 от 06.02.2004г. в редакции Постановления Правительства РФ № 847 от 30.12.2005г. Согласно приказу № 492 от 12.08.2010г. (приложение № 1) «Об утверждении состава специальных врачебных комиссий УФСИН России по Кировской области» создана специальная врачебная комиссия по представлению осужденных на досрочное освобождение по болезни в ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области. УФСИН России по Кировской области письмом №... от **.**.****г. информирует о том, что освидетельствование осужденного Санникова С.Н. проведено специальной врачебной комиссией ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области на базе стационара терапевтического отделения ЛИУ-12 в соответствии с «Правилами медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», утвержденными Постановлением Правительства № 54 от 06.02.2004г. с привлечением специалистов государственного и муниципального здравоохранения Кировской области. Таким образом, довод истца Санникова С.Н. о том, что он должен быть освобожден от отбывания наказания, т.к. страдает хронической обструктивной болезнью лёгких, является несостоятельным, поскольку не соответствует действительности и опровергается представленными материалами дела. Согласно пункту 33 «Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», утвержденных Постановлением Правительства № 54 от 06.02.2004г. в редакции Постановления Правительства РФ № 847 от 30.12.2005г. к перечню заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, относятся хронические неспецифические заболевания легких с диффузным пневмосклерозом, эмфиземой легких, хроническим легочным сердцем в стадии декомпенсации, дыхательной недостаточностью III степени: хроническая обструктивная болезнь легких. Обследование Санникова проводилось с привлечением независимых специалистов, а именно: врача-пульмонолога МСЧ-52 ФМБА (федеральное медико-биологическое агентство). Основным заболеванием истца является хроническая обструктивная болезнь легких, тяжесть и стадия которых определялась независимым врачом-пульмонологом. В результате обследования Санникову выставлен врачом-пульмонологом диагноз: ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких) средней степени тяжести. Диффузный пневмосклероз, эмфизема. Легочная гипертензия. ДН (дыхательная недостаточность) I-II степени. Степень выраженности заболевания истца не соответствует требованиям, предусмотренным п. 33 указанных выше Правил, поскольку истец страдает дыхательной недостаточностью I-II степени (в п.33 Правил указана III степень). Бюро медико-социальной экспертизы установлена третья группа инвалидности, которая не влияет на решение СВК и не подпадает под действия Постановления Правительства №54. Доводы истца Санникова С.Н. о том, что форма заключения медицинской комиссии об освидетельствовании осужденного не соответствует требованиям, установленным законом, в отношении его не было осуществлено комплексное лечебно-диагностическое мероприятие, медицинское освидетельствование специализированной медицинской комиссией в лечебно-профилактическом учреждении, а также, что медицинская комиссия ФБУ ЛИУ-12 незаконно осуществила медицинское освидетельствование, и ею не были запрошены дополнительные сведения о состоянии его здоровья, что в специализированном ЛИУ- 12 отсутствуют соответствующие сертифицированные требования и аккредитация в осуществлении своей специальной медицинской деятельности в области реабилитации инвалидов, являются несостоятельными, поскольку не соответствует действительности и опровергается представленными материалами дела. Деятельность специальной врачебной комиссии регламентируется Постановлением Правительства № 54 от 06.02.2004г. в редакции Постановления Правительства РФ № 847 от 30.12.2005г. (Далее Постановление Правительства № 54) Форма медицинского заключения, согласно Постановлению Правительства № 54 «утверждается Министерством юстиции РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и социального развития РФ». Однако конкретных нормативных документов в Постановлении не указано, в связи с чем используется Форма № 2, приложение № 2 к Приказу МВД СССР № 0467 от 14.06.1974г. Согласно имеющейся в материалах дела копии лицензии №... от **.**.****г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области в праве осуществлять медицинскую деятельность. В составе больницы ЛИУ-12 имеется разделение на две зоны туберкулезную и «чистую». Больные туберкулезом на протяжении всего лечебно-диагностического процесса изолированы от других больных, что исключает возможность инфицирования. ЛИУ-12 имеет лицензию на занятие медицинской деятельностью как фтизиатрии, так и по кардиологии, отоларингологии, офтальмологии, рентгенологии, терапии, физиотерапии, хирургии, ультразвуковой диагностике, эндоскопии и др. Наличие сертификатов у сотрудников ЛИУ-12 подтверждается наличием лицензии и представленным актом проверки Росздравнадзора. Деятельность учреждения регулярно проверяется ведомственными подразделениями, прокуратурой и сторонними организациями. В подтверждение этому представление прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ по результатам проверки от **.**.****г. и копия акта проверки Росздравнадзора от августа 2010г. В функции СВК не входят вопросы реабилитации инвалидов. СВК рассматривает только вопрос возможности освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями. Согласно п.9 Правил медицинского освидетельствования при необходимости медицинская комиссия может запросить дополнительные сведения о состоянии здоровья свидетельствуемого из учреждений здравоохранения, в которых он наблюдался, или направить его на дополнительное обследование. В данном случае такой необходимости у СВК не было, поэтому не запрашивались дополнительные сведения о заболеваниях Санникова. Поскольку медицинское обследование и лечение Санникова С.Н. в учреждении ФБУ ЛИУ-12 проведено квалифицированно и качественно, все условия содержания и нормы действующего законодательства администрацией учреждения соблюдены в полной мере, нарушений не установлено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Санниковым С.Н. требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Санникову С.Н. в удовлетворении заявленных требований к ФБУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области о признании заключения врачебной комиссии от **.**.****г. незаконным отказать. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий А.А.Курагин