Дело № 2-112/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Кирово-Чепецк 21 декабря 2011г. Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи М.Г. Алексеевой, при секретаре И.В. Русаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УАТ КЧХК» об обязании создать места для трудоустройства инвалидов, у с т а н о в и л: Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «УАТ КЧХК» об обязании создать места для трудоустройства инвалидов, указав в обоснование требований, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой была проведена проверка по соблюдению ООО «УАТ КЧХК» законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов. Согласно ч. 2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. В соответствии со ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В силу ст. 20 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляется гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятии, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в виде установления в организациях не зависимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Кировской области №174-30 от 30.06.2003 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Кировской области № 174-30 от 30.06.2003 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов), порядок установления квоты в организациях определяется Правительством области. В силу п. 2.3 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №30/43 от 14.03.2005 года, организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4%. В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на 01.11.2011 среднесписочная численность работников ООО «УAT КЧХК» составляет 282 человека, работает на предприятии 1 инвалид. В ООО «УAT КЧХК» должно быть создано не менее 11 квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (280:100х4=11,2) мест. Бездействие ООО «УАТ КЧХК» нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует реализации прав инвалидов на труд, число которых постоянно меняется. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав. Просит обязать ООО «УАТ КЧХК» создать не менее 11 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании старший помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Исупова Н.С.поддержала требования Кирово-Чепецкого городского прокурора. Представитель ответчика по доверенности Чиркова И.В. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в настоящее время среднесписочная численность работников на предприятии 282 человека, в том числе 1 инвалид. При этом с 01.01.2011 по 01.11.2011 сокращено 40,35 штатных единиц. Свободных вакансий на предприятии имеется 2,8 единиц, из которых требуется водитель автомобиля и машинист экскаватора на участок ДСМ, а также электрогазосварщик в ремонтные мастерские. Однако, на данные вакансии ООО «УАТ КЧХК» инвалидов принимать не имеет права, так как данные профессии связаны с источником повышенной опасности и на них установлены ограничения по медицинским показаниям. Кроме того, на основной перечень профессий, необходимых ООО «УАТ КЧХК» также имеются ограничения по состоянию здоровья для инвалидов. Учитывая отсутствие вакантных единиц, трудоустройство инвалидов возможно только после увольнения основных работников, что также будет являться ущемлением прав данных работников, кроме того, данное основание не предусмотрено Трудовым законодательством. Кроме того, инвалиды с вопросом о трудоустройстве в ООО «УАТ КЧХК» не обращались, от органов государственной службы занятости населения Кировской области, направлений на трудоустройство данной категории лиц не поступало. Предприятие не нарушало законодательство, регулирующее трудоустройство инвалидов. Просит отказать Кирово-Чепецкому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований. Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов. В целях реализации положений федерального законодательства Законодательным собранием Кировской области принят Закон № 174-30 от 30.06.2003 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Правительством Кировской области определен Порядок установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утвержден постановлением Правительства Кировской области №30/43 от 14.03.2005, пункт 2.3 которого предусматривает, что организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4%. Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Судом установлено, что среднесписочная численность работников ООО «УАТ КЧХК» составляет 282 человека, таким образом квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно быть создано не менее 11, а фактически на предприятии работает только один инвалид, что не оспаривается ответчиком, соответственно, предусмотренная законом квота не выполнена. Доводы представителя ответчика о том, что в УАТ «КЧХК» отсутствуют вакантные единицы и трудоустройство инвалидов возможно только после увольнения основных работников, являются несостоятельными. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не созданы рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте, в связи чем требования прокурора законны и обоснованны и ООО «УАТ КЧХК» обязано создать не менее 11 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ООО «УАТ КЧХК» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «УАТ КЧХК» создать не менее 11 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Взыскать с ООО «УАТ КЧХК» государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд. Судья М.Г. Алексеева