г. Кирово-Чепецк 05 апреля 2012 года Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе: Председательствующего судьи Мартыновой С.Н., при секретаре Прокошевой А.В., рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Ветровой В.А. к администрации МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, у с т а н о в и л: Истец Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в защиту социальных прав Ветровой В.А. к администрации МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обосновании своих требований истец указал, что прокуратурой города Кирово-Чепецка проведена проверка соблюдения законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников проживающих в сельских населенных пунктах.Указанная проверка проведена на основании поступившего в городскую прокуратуру заявления Ветровой В. А. В ходе проверки было установлено, что Ветрова В.А. являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, имела право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением. Медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей, предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01.01.2005 она указанным правом пользовалась. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» закреплено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно Правительством области. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением, что существенно нарушает ее права. Размер частичной компенсации в 2008 году определен в размере *** рублей ежемесячно, в 2009 году и 2010 году - *** рублей ежемесячно, в 2011 году *** рублей в месяц. Разница между уплаченными Ветровой В.А. денежными средствами, на которые она имела право и реально выплаченными ей средствами, составила *** рублей. Просит взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской за счет средств казны в пользу Ветровой В.А. компенсацию за оплаченные ею услуги по отоплению жилого помещения и использованию электроэнергии за период с ноября 2008 по октябрь 2011 года в сумме *** руб. Представитель истца-помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Яковенко Д.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Ветрова В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Представитель ответчика Администрации МО «Город Кирово-Чепецк» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что обязанность по предоставлению льгот возложена на органы местного самоуправления. Кроме того, считают, что предоставление льгот отменено. Представители Департамента социального развития Кировской области, Департамента финансов Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Ветровой Веры Алексеевны подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Ветрова В.А. с 05.05.1998 работает в МЛПУ « «Кирово-Чепецкая ЦРБ» филиал «Пасеговская амбулатория» в должности участковой медицинской сестры. С 25.11.1983 года по настоящее время истец зарегистрирована и проживает в с. Пасегово, ул. Новая,1 «б» -7. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Как следует из преамбулы ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004, к числу которых относится и истец Ветрова В.А., должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время. В силу п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями данной категории граждан с 01.01.2005 было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2008 году составлял-*** руб., в 2009 и 2010 годах - *** руб., в 2011 году - *** руб. Согласно справки КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе» от 27.01.2012 № 239 Ветровой В.А. за период с 01.03.2010 по 31.10.2011 года включительно была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб. В связи с этим истец Ветрова В.А. за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения за период с 01.03.2010 по 31.10.2011 года. В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Таким образом, принятие Закона Кировской области № 267-ЗО не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МО «Кирово-Чепецкий район», где работала истец Ветрова В.А., не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Ветровой В.А. на получение мер социальной поддержки в полном объеме. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в ст.133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям конституционного суда РФ от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Согласно представленным документам истцом за период с ноября 2008 по октябрь 2011 включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья и за потребленную электроэнергию *** руб. В соответствии с Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» истцу за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб. В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. С учетом изложенного суд считает, что затраты истца Ветровой В.А. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области за счет казны муниципального образования в сумме *** руб. *** коп. В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» госпошлину в доход государства в размере ***. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Ветровой В.А. к МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить. Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» за счет казны муниципального образования в пользу Ветровой В.А. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере *** руб. *** коп. Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» госпошлину в доход государства в сумме *** руб. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья С.Н.Мартынова