2590/2012 взыскание денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг



Дело № 2-590/2012                                                                                 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

                                                      

г. Кирово-Чепецк     05 апреля 2012 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

Председательствующего судьи Мартыновой С.Н.,

при секретаре     Прокошевой А.В.,

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Пегушиной Е.Л. к администрации МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Истец Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в защиту социальных прав Пегушиной Е.Л. к администрации МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В обосновании своих требований истец указал, что прокуратурой города Кирово-Чепецка проведена проверка соблюдения законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников проживающих в сельских населенных пунктах.Указанная проверка проведена на основании поступившего в городскую прокуратуру заявления Пегушиной Е.Л. В ходе проверки было установлено, что Пегушина Е.Л. являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, имела право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением. Медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей, предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01.01.2005 она указанным правом пользовалась.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» закреплено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно Правительством области.

Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением, что существенно нарушает ее права.

Размер частичной компенсации в 2009 году и 2010 году - 400 рублей ежемесячно, в 2011 году 460 рублей в месяц. Разница между уплаченными Пегушиной Е.Л. денежными средствами, на которые она имела право и реально выплаченными ей средствами, составила *** рублей.

Просит взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской за счет средств казны в пользу Пегушиной Е.Л. компенсацию за оплаченные ею услуги по отоплению жилого помещения и использованию электроэнергии за период с февраля 2009 года по январь 2012 года включительно в сумме *** руб.

Представитель истца-помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Яковенко Д.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Пегшушина Е.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Кирово-Чепецк» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что обязанность по предоставлению льгот возложена на органы местного самоуправления. Кроме того, считают, что предоставление льгот отменено.

Представители Департамента социального развития Кировской области, Департамента финансов Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Пегушиной Е.Л. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Пегушина Е.Л. со 02.11.1999 и по настоящее время работает в МЛПУ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» филиал «Просницкая участковая больница» в должности участковой медицинской сестры.

В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в ***

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

           Как следует из преамбулы ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

        Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004, к числу которых относится и истец Пегушина Е.Л., должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время.

            В силу п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратила силу.

           Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

            В связи с этим предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями данной категории граждан с 01.01.2005 было прекращено.

            В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

         Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 годах - *** руб., в 2011 году - *** руб.

         В связи с этим истец Пегушина Е.Л. за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения за период с 01.02.2009 по 31.01.2012 года.

        В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

             Таким образом, принятие Закона Кировской области № 267-ЗО не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

              Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МО «Кирово-Чепецкий район», где работала истец Пегушина Е.Л. не установлены.

              Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Пегушиной Е.Л. на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

           Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в ст.133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

            Согласно постановлениям конституционного суда РФ от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

            Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов.

            Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

            Согласно представленным документам истцом за период с февраля 2009 по январь 2012 включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья и за потребленную электроэнергию *** руб.

         В соответствии с Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» истцу за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15208 руб.

           В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

            С учетом изложенного суд считает, что затраты истца Пегушиной Е.Л. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области за счет казны муниципального образования в сумме *** руб. *** коп.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» госпошлину в доход государства в размере 1000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Пегушиной Е.Л. к МО «Кирово-Чепецкий район», КОГКУ «УСЗН в Кирово-Чепецком районе», Департаменту социального развития Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» за счет казны муниципального образования в пользу Пегушиной Е.Л. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере *** руб. *** коп.

Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» госпошлину в доход государства в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         С.Н.Мартынова