исковые требования о постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в Сводный реестр удовлетворены 2-1001/2012



Дело № 2-1001/2012                                                                                                

                                                      Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк        16 июля 2012г.

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой М.Г.,

при секретаре Русаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моховой Н.И. к администрации МО «<адрес>», Департаменту социального развития <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Истец Мохова Н.И. обратилась в суд с иском к МО «<адрес>», Департаменту социального развития <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Мохова Н.И. в обоснование заявленных требования пояснила, что в соответствии с контрактом она в период с <данные изъяты> состояла на военной службе в войсковой части и принимала участие в боевых действиях на территории <данные изъяты> республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.1999 № 119768 и от 31.06.2000 № 24. Вследствие указанных событий она получила статус ветерана боевых действий (удостоверение <данные изъяты>). В настоящее время она находится в запасе и постоянно проживает в жилом помещении на условиях коммерческого найма в <адрес>, так как не имеет в собственности или на условиях социального найма жилого помещения. За время службы в войсковой части она так же не обеспечивалась жилой площадью. С <данные изъяты> она снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, на основании решения Кирово-Чепецкого районного суда и с указанного времени не имеет регистрации. На сегодняшний день её единственная дочь, зарегистрировала брак, в связи с чем, утратила статус члена её семьи. Полагает, что имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Именно по этой причине, она <данные изъяты> обратилась к главе Администрации Муниципального образования «<адрес>» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано по причине непредставления необходимых документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Изменив исковые требования, просит обязать администрацию МО «<адрес>» включить её Мохову Н.И. в список ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилом помещении и в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент социального развития <адрес> включить её в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год в форме социальной выплаты. Взыскать с Администрации МО «<адрес>» в её пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель истца Мохирева О.А. поддержала требования Моховой Н.И. в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» по доверенности Пономарева Г.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по предоставлению мер социальной поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В данной статье указано о передаче полномочий в отношении ветеранов боевых действий вставших на учет до 01.01.2005 года, но о передаче полномочий в отношении вставших на учет после 01.01.2005 года не указано, поэтому Федеральным Законом № Э27-ФЗ от 21.12.2009 года исключены слова «и вставшие на учет до 01.03.2005 года».

При этом в статье 16 ФЗ «О ветеранах» в отношении ветеранов боевых действий ничего не изменилось: вставшие до 01.01. 2005 года обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 01.01.2005 года в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в общем порядке, закрепленном в Жилищном кодексе РФ.

Мохова Н.И. обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации муниципального образования от <данные изъяты> в принятии на учет ей было отказано.

В соответствии с ст. 3 Закона Кировской области от 02.08.2005 № 349-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» на учет для получения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма принимаются граждане, нуждающиеся в получении жилых помещений и признанные малоимущими.

В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, высказанной в его решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции РФ); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 09.04.2002 г. № 123-0, от 04.2004 г.№80-0, от 15.07.2010 г. № 955-0-0). Таким требованием в данном случае и является признание лица малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Статьей 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.

Основанием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является заявление гражданина, а к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право этого гражданина состоять на указанном учете.

Как правило, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. Местом жительства, по определению п.1 ст.20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Однако, сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятии на учет, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27.006.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Исходя из изложенного, администрация муниципального образования считает, что, указанные в иске обстоятельства - отсутствие в собственности или в пользовании жилья и то, что Мохова Н.И. является ветераном боевых действий - не являются самостоятельным основанием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Для этого необходима совокупность составляющих, а именно, отнесение истца к категории не только нуждающихся в жилом помещении, но и малоимущих.

Поскольку Мохова Н.И. не состоит на регистрационном учете на территории муниципального образования, не признавалась малоимущей, оснований в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется. Просят требования Моховой Н.ИМ. оставить без удовлетворения.

Представитель Департамента социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть без его участия, представив отзыв на исковые требования Моховой Н.И., в котором указывают, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Мохова Н.И. является ветераном боевых действий. Данная категория граждан в обязательном порядке должна состоять на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления по месту жительства. На основании списков, полученных от органов местного самоуправления, департамент социального развития <адрес> формирует и ведет Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо снятие с учета относится к компетенции органов местного самоуправления. Вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выходят за рамки полномочий департамента и его компетенции. Сведений от органов местного самоуправления <адрес> о Моховой Н.И. как нуждающейся в жилом помещении не поступало, поэтому оснований для включения ее в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем не имеется. Просят требования Моховой Н.И. оставить без удовлетворения.

3-е лицо Управление Федерального казначейства по <адрес>, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия их представителя, возражают против требований Моховой Н.И.

3-е лицо Департамент финансов <адрес> в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия их представителя, не выразили своего мнения по поводу заявленных требований.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования Моховой Н.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 16. ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ в качестве мер социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Статья 51 Жилищного Кодекса РФ предусматривает основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности к таким основаниям относится отсутствие у лица в собственности или на условиях найма жилого помещения по нормативам, предусмотренным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ прием на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что Мохова Н.И. является ветераном боевых действий и находится в запасе. В настоящее время истец вынуждена проживать на условиях коммерческого найма по адресу: <адрес>, в виду того, что она не имеет жилого помещения ни в собственности, ни на условиях социального найма. В период прохождения службы в войсковой части в <данные изъяты> республике она также не обеспечивалась жилой площадью. Решением Кирово-Чепецкого районного суда от <данные изъяты> она выселена и снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>. <данные изъяты> администрацией МО «<адрес>» Моховой Н.И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела: удостоверением <данные изъяты>; военным билетом <данные изъяты>; справкой <данные изъяты> Кирово-Чепецкого филиала КОГУП «БТИ» об отсутствии недвижимого имущества; уведомление об отсутствии сведений в ЕГР; решением Кирово-Чепецкого районного суда от <данные изъяты>; заявлением Моховой Н.И. адресованном Главе МО «<адрес>»; постановлением администрации МО «<адрес>» от <данные изъяты>.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Мохова Н.И. не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по следующим основаниям:

Процедура принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирована статьей 51 Жилищного кодекса РФ и Законом Кировской области от 02.08.2005 г. № 349-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области».

Так в соответствии со ст. 3 Закона Кировской области № 349-30 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане, а также иные категории граждан в соответствии с Законом Кировской области № 104-30.

В соответствии со статьёй 3 Законом Кировской области от 04.05.2007 г. № 104-30 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма», ветераны боевых действий относятся к категории лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Кировской области. В соответствии со статьями 4 и 5 указанного закона, жилые помещения предоставляются независимо от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства нуждающегося лица. Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства лица путем включения его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении (статья 7 указанного закона).

Таким образом, ветераны боевых действий как самостоятельная категория граждан, предусмотренная Законом Кировской области от 04.08.2005 № 104-3О, подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса РФ, независимо от того, является ветеран боевых действий малоимущим либо нет.

Порядок постановки на учет определен статьями 8-16 Закона Кировской области № 349-30. Так на основании заявления заинтересованного лица орган местного самоуправления по месту жительства гражданина включает его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, а затем включает его в книгу учета лиц, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии со ст. 12, 13 Закона список лиц и книга учета лиц ведется по каждой категории граждан отдельно.

Порядок и форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов жильем за счет средств федерального бюджета, регламентированы Законом Кировской области «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» от 01.08.2006 г. № 32-30.

Так, в силу статьи 4 названного закона на основании списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, уполномоченный орган субъекта РФ формирует и ведет Сводный реестр граждан- получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. На основании Сводного реестра уполномоченным органом формируются списки граждан-получателей социальной или единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность или на строительство и приобретение жилого помещения.

С учетом вышеназванных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отказ администрации МО «<адрес>» в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, повлек за собой нарушение права Моховой Н.И. на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств бюджета субъекта РФ или федерального бюджета.

Не может служить основанием для отказа в постановке Моховой на учет и отсутствие ее регистрации в <адрес>. Доводы Моховой о том, что она постоянно проживает в <адрес> на условиях найма жилья у частных лиц, ответчиком не опровергнуты, оснований не доверять объяснениям Моховой у суда не имеется. Само по себе отсутствие регистрации не может влиять на жилищные права граждан.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию МО «<адрес>» включить Мохову Н.И. в список ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилом помещении и в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент социального развития <адрес> включить Мохову Н.И. в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год в форме социальной выплаты.

Кроме того, в силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с администрации МО «<адрес> в пользу Моховой Н.И. подлежат взысканию судебные расходы на оплату юридических у слуг и услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, указанные расходы подтверждаются представленными: договором от <данные изъяты> на оказание услуги и квитанциями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Моховой Н.И. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить Мохову Н.И. в список ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилом помещении и в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Департамент социального развития <адрес> включить Мохову Н.И. в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем на 2012 год в форме социальной выплаты.

Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу Моховой Н.И. судебные расходы по оплате юридических услуг и услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                   М.Г.Алексеева