Дело № 2-1614/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кирово-Чепецк 6 сентября 2012 года Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Курагина А.А. при секретаре Копытовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги «<данные изъяты>», у с т а н о в и л: Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги «<данные изъяты>» в срок до <...г.>. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах. Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относит к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ч.1 ст.37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст.6 Федерального закона от 10.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 10 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 10 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Действующим законодательством - ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа N 80 Министерства транспорта Российской Федерации «О едином государственном реестре автомобильных дорог» от 20 мая 2009 года, Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 года, предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений для планирования развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально- экономического и градостроительного развития Кировской области. При этом, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Пунктом 12.4 перечня автомобильных дорог общего пользования, предлагаемых к передаче из областной собственности в собственностьмуниципальных образований Кировской области, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 16.11.2009 № 380 в собственность МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области передана автомобильная дорога «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км. Согласно сведениям администрации Кирово-Чепецкого района до настоящего времени паспортизация указанной автодороги не проведена, то есть ответчиком на протяжении двух лет ненадлежащим образом и не в полном объеме исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности. В силу п.6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, его наличие необходимо для правильного, законного и экономически обоснованного осуществления иных видов дорожной деятельности, в том числе связанной с выделением денежных средств муниципального бюджета на ремонт и содержание автомобильной дороги. В отсутствие документально подтвержденного фактического состояния дороги возникают предпосылки для необоснованного, в том числе и преступного распоряжения бюджетными средствами района, что противоречит требованиям положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», поскольку создает реальные предпосылки для коррупционных проявлений в сфере распоряжения бюджетными средствами. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает осуществление защиты гражданских прав путем признания права и присуждения к исполнению обязанности в натуре. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга граждан, являющихся участниками дорожного движения, то прокурор в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 21, 22, 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» вправе предъявить указанный иск в суд. Просит обязать администрацию муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области в срок до <...г.> провести паспортизацию автомобильной дороги «<данные изъяты>». В судебном заседании представитель истца старший помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Скопин Н.П. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области по доверенности Дудырев Е.И. с исковыми требованиями Кирово-Чепецкого городского прокурора о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги «<данные изъяты>» согласен в полном объеме. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны. Поскольку признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска представителем ответчика. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что не согласен со сроком, до которого Кирово-Чепецкий городской прокурор просит провести паспортизацию автомобильной дороги «<данные изъяты>», поскольку муниципальный район не имеет возможности провести паспортизацию автомобильной дороги в требуемые прокурором сроки, так как выделенные субсидии из областного бюджета предоставляются на содержание и ремонт дорог, и носят целевой характер. Данный довод представителя ответчика является не состоятельным, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для неисполнения обязательств возложенных на администрацию законом. Проведение паспортизации автомобильных дорог необходимо для рационального, обоснованного осуществления иных видов дорожной деятельности, в том числе ремонт и содержание автодорог, поскольку данные виды дорожной деятельности преимущественно осуществляются в летнее время, поэтому суд считает, что срок, до которого просит Кирово-Чепецкий прокурор провести паспортизацию автомобильной дороги «<данные изъяты>» является разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора Кировской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области провести паспортизацию автомобильной дороги «<данные изъяты>» в срок до <...г.>. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области. Председательствующий А.А. Курагин