2-1543/2012 о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг



Дело № 2-1543/2012                                                                                  Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

                                                      

г. Кирово-Чепецк               22 августа 2012 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

Председательствующего судьи Мартыновой С.Н.,

при секретаре     Прокошевой А.В.,

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого горпрокурора в интересах Будиной С.Г. к МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Истец Кирово-Чепецкий горпрокурор в интересах Будиной С.Г. обратился в суд с иском к МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В судебном заседании представитель истца помощник Кирово-Чепецкого горпрокурора Торопов П.С. в обоснование требований пояснил, что с 02.04.1986 Будина С.Г. работала заведующей медпунктом *** районной больнице УАССР в настоящее время работает фельдшером *** участковой больницы ГЛПУ «***».

С 03.09.2007 по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: ***. Медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей, предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01.01.2005 Будина С.Г. указанным правом пользовалась.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» закреплено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно Правительством области.

Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением, что существенно нарушает ее права.

За период с 01.04.2009 по февраль 2012 года включительно, когда Будина С.Г. должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за жилье *** руб. *** коп.; отопление жилья *** руб. *** коп.; за потребленную электроэнергию *** руб. *** коп., а всего *** руб. *** коп. Задолженности по внесению коммунальных платежей не имеется.

В соответствии с нормами Закона Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» Будиной С.Г. компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с апреля 2009 года по февраль 2012 года включительно в сумме *** руб. Разница между оплаченной суммой за коммунальные услуги и выплаченной компенсацией составляет *** руб. *** коп.

Просит взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской за счет средств казны в пользу Будиной С.Г. компенсацию за оплаченные ею услуги по отоплению жилого помещения и использованию электроэнергии за период с 01.04.2009 по февраль 2012 года в сумме *** руб. *** коп.

Истец Будина С.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования Кирово-Чепецкого горпрокурора поддерживает полностью.

Представитель ответчика МО «Город Кирово-Чепецк» Кугергина Е.Г. с заявленными исковыми требованиями не согласна, в судебном заседание пояснила, что поскольку размер компенсации определен законодательством Кировской области, Будина С.Г. за период с 01.04.2009 по февраль 2012 получила компенсацию в размере *** руб. Кроме того, МАЛПУ «***» распоряжением Правительства Кировской области от 01.12.2011 № *** с 01.01.2012 передана в собственность *** области, в связи с чем считает требования незаконными и необоснованными.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Будина С.Г. с 02.04.1986 Будина С.Г. работала заведующей медпунктом *** районной больнице УАССР в настоящее время работает фельдшером *** участковой больницы ГЛПУ «***».

С 03.09.2007 по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: ***.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из преамбулы ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004, к числу которых относится и истец Будина С.Г., должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время.

В силу п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с этим предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями данной категории граждан с 01.01.2005 было прекращено.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 годах составлял - *** руб., в 2011 году - *** руб., в 2012 году - *** руб.

Согласно справки КОГАУЗ «***» от 28.02.2012 №*** Будиной С.Г. за период с 01.04.2009 по февраль 2012 года включительно была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб.

В связи с этим истец Будина С.Г. за счет своих средств понесла расходы на оплату жилья, отопления и освещения за период с 01.04.2009 по февраль 2012 года.

         Будиной С.Г. как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности предоставлялась льгота на отопление 100% до 31.12.2004г.

В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Таким образом, принятие Закона Кировской области №267-ЗО не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МО «Кирово-Чепецкий район», где работает истец Будина С.Г., не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Будиной С.Г. на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в ст.133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям конституционного суда РФ от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Согласно представленным документам истцом Будиной С.Г. за период с 01.04.2009 по февраль 2012 включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за жилье *** руб. *** коп., отопление жилья *** руб. *** коп.; за потребленную электроэнергию *** руб. *** коп., а всего *** руб. *** коп.

В соответствии с Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» истцу за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб.

Таким образом, разница между затраченными истцом денежными средствами на оплату и выплаченной компенсацией составляет *** руб. *** коп. (***).

          Однако, поскольку в соответствии с распоряжением от 01.12.2011 №*** Правительства *** области МАЛПУ«***» с 01.01.2012 передана в собственность *** области, финансируется из средств областного бюджета, суд считает уменьшить размер взыскиваемых сумм на *** руб.- расходы по оплате коммунальных услуг за январь, февраль 2012г.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

С учетом изложенного суд считает, что затраты истца Будиной С.Г. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области за счет казны муниципального образования за период с 01.04.2009 по 31.12.2011 в сумме *** руб. *** коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кирово-Чепецкого горпрокурора в интересах Будиной С.Г. к МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.

         Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» за счет казны муниципального образования в пользу Будиной С.Г. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере *** руб. *** коп.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья        С.Н.Мартынова