Дело № 2-437/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Кирово-Чепецк 18 апреля 2012г. Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Алексеевой М.Г., при секретаре Русаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маколдина А.Н. к федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала о признании поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Истец Маколдин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы №» о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав в обоснование требований, что с <данные изъяты> он работал в должности <данные изъяты> и проживал в общежитии ОАО <данные изъяты> по адресу <адрес> со своей супругой. В периоды с <данные изъяты> он являлся сотрудником органов внутренних дел; с <данные изъяты> проходил службу в <адрес>; с <данные изъяты> - в отделе государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России <адрес>. С <данные изъяты> состоял в должности <данные изъяты> отдела Государственного пожарного надзора <адрес> Главного управления МЧС России <адрес> на бесконтрактной основе. С <данные изъяты> состоит на службе специальной пожарной части № Специального управления ФПС № МЧС России. <данные изъяты> он подал заявление на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет. <данные изъяты> на заседании комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с момента подачи заявления <данные изъяты>. До настоящего времени указанное решение не отменено и не оспаривалось. При проведении организационных мероприятий по передаче <данные изъяты> в <данные изъяты> году по вине неустановленных должностных лиц документы жилищной комиссии были утеряны, в связи с чем в 2005 году списки, нуждающихся в жилье, стали восстанавливаться. Собрав весь комплект документов, он передал их на рассмотрение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес>. Протоколом жилищно-бытовой комиссии ГУГОЧС <адрес> <данные изъяты> он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий повторно. Согласно письму № от <данные изъяты> Государственного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы №» ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилье» по причинам того, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье, позднее 01.03.2005 года. Считает вышеуказанное решение незаконным и необоснованным, поскольку его право на улучшение жилищных условий за счет государства не может быть поставлено в зависимость от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами. В настоящее время его жилищные условия не улучшились, в собственности его и членов его семьи жилья не имеется. В судебном заседании истец Маколдин А.Н. и его представитель адвокат Вагин А.Н. изменили исковые требования: просят признать Маколдина А.Н. поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> с момента подачи заявления, т.е. с <данные изъяты>. Обязать федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала восстановить Маколдина А.Н. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со дня первичной постановки - <данные изъяты>. Представитель ответчика - Государственное казенное учреждение «Специальное управление федеральной противопожарной службы №» по доверенности Шкурихин И.А. в судебном заседании пояснил, что в период с <данные изъяты> истец проходил службу в <данные изъяты> области, с <данные изъяты> - в отделе государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по <адрес>. В результате изучения документов, находящихся в учетном деле истца, выяснилось, что <данные изъяты> Маколдиным А.Н. подавалось заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в <адрес>. Выписка из протокола о признании Маколдина А.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий в учетном деле находится без подписей и каких-либо отметок. Ещё один рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Маколдин А.Н. написал в Главное управление МЧС России по <адрес> <данные изъяты>. <данные изъяты> признан нуждающимся. Уведомлением Главного управления МЧС России по <адрес> от <данные изъяты> Маколдин А.Н. был снят с учета нуждающихся. Документов, подтверждающих факт постановки (восстановлении) на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по прежнему месту службы (Главное управление МЧС России по <адрес>), не представлено. Таким образом поставить Маколдина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Специальном управлении ФПС № МЧС России в связи с переводом из одной организации в другую, не представляется возможным. Представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> Исхакова И.М. в судебном заседании пояснила, что с <данные изъяты> Маколдин А.Н. проходил службу в должности <данные изъяты> <адрес>. Учет нуждающихся в жилье сотрудников государственной противопожарной службы производился в тех организациях, где они проходили службу. Рапорт истца от <данные изъяты> был им подан по месту службы во <данные изъяты>, следовательно, там он и мог быть поставлен на учет,при условии признания его нуждающимся в жилье в соответствии с действовавшим законодательством. Документы представленные Маколдиным А.Н. в суд не подтверждают факт постановки истца на учет в <данные изъяты> в <данные изъяты> году и не доказывают правомерность такого решения жилищной комиссии. Главное управление МЧС России по <адрес> создано <данные изъяты>.. Маколдин А.Н. проходил службу в Главном управлении в должности <данные изъяты> отдела государственного пожарного надзора <адрес> управления государственного пожарного надзора с <данные изъяты>. В период прохождения службы <данные изъяты> Маколдин А.Н. был принят, а <данные изъяты>, после разъяснения об отсутствии правовых оснований для постановки на учет сотрудников федеральной противопожарной службы, поставленных на учет после <данные изъяты>, снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в Главном управлении, о чем <данные изъяты> извещен уведомлением под роспись. С момента назначения на должность в Главное управление <данные изъяты> до его откомандирования в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» <данные изъяты>, учетное дело Маколдина А.Н. из <данные изъяты> не передавалось. В рапорте Маколдина А.Н. о постановке на учет, поданном в Главное управление <данные изъяты>, о нахождении его на учете в <данные изъяты> не упоминалось. Утверждение истца о повторном принятии его на учет нуждающихся в <данные изъяты> году не соответствует действительности. Рапорт истца от <данные изъяты>, поданный в период прохождения им службы в должности <данные изъяты> отдела государственного пожарного надзора <адрес> управления государственного пожарного надзора Главного управления, был рассмотрен жилищной комиссией Главного управления, и было принято решение о постановке Маколдина А.Н. на учет нуждающихся в жилье в Главном управлении по дате подачи рапорта. О том, что истец уже состоит или состоял на учете, он не сообщал, соответствующихдокументов не предоставлял, решение комиссии не обжаловал. В <данные изъяты> году в связи с поступившим в Главное управление заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 28.04.2008 № 01-15/195 по вопросу наличия правовых оснований для обеспечения сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России жилыми помещениями за счет федерального бюджета (правовые основания для постановки сотрудников ФПС на учет по месту службы с 01.03.2005 отсутствуют), жилищной комиссией пересмотрены учетные дела сотрудников, подавших рапорта о постановке на учет после 01.03.2005, и в связи с отсутствием с указанной даты законных оснований для постановки их на учет нуждающихся в жилье, все они, в том числе Маколдин А.Н., сняты с учета нуждающихся в жилье на основании п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет). В соответствии с приказом МЧС России от <данные изъяты> № «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с <данные изъяты> функции по учету нуждающихся в жилье военнослужащих и сотрудников ФПС возложены на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности». Приказом МЧС России от <данные изъяты> № утвержден новый устав данной организации, новое наименование - федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с указаниями Приволжского регионального центра МЧС России от <данные изъяты> № и от <данные изъяты> № «О передаче учетных дел» учетные дела сотрудников ФПС переданы в ПРЦ по акту приема-передачи от <данные изъяты> для их дальнейшей передачи в Приволжский филиал федерального казенного учреждения «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России. С <данные изъяты> Главное управление учет нуждающихся в жилье не производит. Просит отказать Маколдину А.Н. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ответчик ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия их представителя. 3-е лицо представитель 3 отряда федеральной противопожарной службы по Кировской области по доверенности Смирнов А.В. не выразил поддержки ни одной из сторон. Суд, выслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему: В соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилье» на 2002-2010 года, право на участие в подпрограмме имеет «военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):сотрудники ГПС МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В судебном заседании установлено, что Маколдин А.Н. в период с <данные изъяты> проходил службу в <адрес>. <данные изъяты> Маколдиным А.Н. было подано заявление на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет. <данные изъяты> на заседании комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как проживающий в общежитии и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с дня подачи заявления - <данные изъяты>. В материалах дела имеется выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты>. Кроме того, факт состояния на учете подтверждается также Списком нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников <данные изъяты> МЧС <адрес> по состоянию на <данные изъяты>, утвержденных начальником <данные изъяты>, где под № значится Маколдин А.Н. как проживающий в общежитии по тому же адресу, что и в <данные изъяты> году. Аналогичные списки имеются в материалах дела по состоянию на <данные изъяты>. В этих Списках Маколдин также значится как проживающий в общежитии по тому же адресу общежития: <адрес>. Кроме того, к материалам дела представителем ФГКУ «Специальное Управление ФПС № МЧС России» были приложены копии сохранившихся первичных учетных материалов, среди которых имеется заявление Маколдина А.Н. на имя председателя ЖБК <данные изъяты> о постановке на учет в качеству нуждающегося в улучшении жилищных условий как проживающего в общежитии по адресу: <адрес> - заявление датировано <данные изъяты>. Из копии паспорта Маколдина видно, что имеет регистрацию по адресу <адрес> с <данные изъяты>. В ходе судебного заседания установлено также, что по настоящее время жилищные условия Маколдина А.Н. не изменились. Он продолжает являться сотрудником МЧС <адрес>, не имеет в собственности жилых домов и квартир, что подтверждается представленными выписками Управления ФРС по <адрес>. Допрошенный в качестве свидетеля С. в судебном заседании показал, чтоМаколдина А.Н. знает, вместе проходили службу в <данные изъяты>, он в <данные изъяты> году был <данные изъяты> <адрес>. Истец нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку в то время проживал со своей семьей в общежитии. Была создана учетная жилищно-бытовая комиссия. Маколдин А.Н. при нем подавал заявление, стоял на учете, его жилищные условия не изменялись, о том, что истца снимали с учета, он не помнит. Позднее выяснилось, что данная комиссия должна была создаваться не при части, а при областном управлении. Все списки нуждающихся составлялись и передавались в Главное управление. Списки передавались через отряд по кадровой линии. В самом отряде вряд ли что-то сохранилось. После этого прошла не одна реорганизация. В <данные изъяты>. произошло присоединение пожарной охраны к МЧС. <данные изъяты> до сих пор существует, находится в подчинении главного управления. Полагает, что списки <данные изъяты> были утеряны. Свидетель М. в суде показала, что Маколдина А.Н. знает с <данные изъяты> года. В <данные изъяты> она работала инспектором, с <данные изъяты> года являлась членом жилищно-бытовой комиссии. Они составляли списки и устанавливали очередность. Председателем комиссии был К. Маколдина А.Н. также поставили на учет в <данные изъяты> году, так как его молодая семья проживала в общежитии и нуждалась в улучшении жилищных условий. Свои обязанности она выполняла до <данные изъяты> года. На момент её ухода Маколдин А.Н. продолжал стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты>, на заседании рассматривался вопрос о постановке на учет нуждающимся в жилье <данные изъяты> Маколдина А.Н.. В выписке отсутствуют подписи председателя ЖБК и секретаря ЖБК, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что Маколдин А.Н. не нуждался в улучшении жилищных условий. Маколдин А.Н. на момент постановки его на учет проживал в общежитии ОАО <данные изъяты> и был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет по дате подачи заявления - <данные изъяты>.Судом принимается выписка как доказательство доводов истца. Не может служить основанием к оставлению без удовлетворения требований Маколдина А.Н. тот факт, что по вине должностных лиц, Списки нуждающихся в улучшении жилищных условий не были переданы в отдел Государственного пожарного надзора <адрес> управления МЧС России, где впоследствии проходил службу Маколдин А.Н., <данные изъяты> истец был вынужден повторно обратиться с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, был вновь поставлен на данный учет с указанной даты, а в <данные изъяты> жилищной комиссией пересмотрены учетные дела сотрудников, подавших рапорта о постановке на учет после 01.03.2005, и в связи с отсутствием с указанной даты законных оснований для постановки их на учет нуждающихся в жилье, все они, в том числе Маколдин А.Н., были сняты с учета нуждающихся в жилье. Учитывая вышеназванные обстоятельства, суд находит требования Маколдина А.Н. законными и обоснованными, в связи с этим Маколдин А.Н. должен быть признан поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> со дня подачи заявления, т.е. с <данные изъяты>. Поскольку с <данные изъяты> ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала осуществляет функции по учету нуждающихся в жилье военнослужащих и сотрудников ФПС, суд возлагает на указанное учреждение обязанность по восстановлению Маколдина А.Н. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Маколдина А.Н. удовлетворить. Признать Маколдина А.Н. поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> со дня подачи заявления, т.е. с <данные изъяты>. Обязать федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала восстановить Маколдина А.Н. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Алексеева М.Г.