исковые требования о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворены 2-785/2012



Дело № 2-785/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк                                                                              22 мая 2012г.

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

Судьи Алексеевой М.Г., при секретаре Русаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нашатырева В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Нашатырев В.Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области о включении периодов работы в специальный стаж.

В судебном заседании в обоснование требований Нашатырев В.Н. указал, что имеет специальность электрогазосварщика и работал по указанной профессии более 12 лет 6 месяцев. Достигнув необходимого возраста, дающего ему право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, он <данные изъяты> обратился к ответчику за назначением вышеназванной пенсии. Решением ГУ - УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе от <данные изъяты> в установлении пенсии отказано, поскольку его специальный по мнению ответчика составляет <данные изъяты> и в специальный стаж не зачтены: период работы с <данные изъяты> в качестве электросварщика в <данные изъяты>; период учебы в техническом училище с <данные изъяты> и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты>. Полагает, что вышеназванные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, по действовавшему в спорный период пенсионному законодательству.

Изменив исковые требования, просит включить в специальный стаж период работы с <данные изъяты> в качестве электросварщика в <данные изъяты>; период учебы в техническом училище с <данные изъяты> и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <данные изъяты>.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе по доверенности Носков А.Н. с заявленными исковыми требованиями Нашатырева В.Н. не согласился, в судебном заседании пояснил, что период работы с <данные изъяты> в качестве электросварщика в <данные изъяты> не может быть зачтен в специальный стаж, так как в указанный период не подтверждается полная занятость истца на соответствующих видах работ, а именно выполнение сварочных работ не менее 80% рабочего времени.

Периоды учебы в техническом училище с <данные изъяты> и службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты> также не подлежат включению в специальный стаж, так как это не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Суд, заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования Нашатырева В.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию имеют мужчины по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством РФ.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, разделом ХХХIII «Общие профессии» позицией 23200000-19756 предусмотрены «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке», позицией 23200000-19906, предусмотрены «электросварщики ручной сварки».

В период работы Нашатырева В.Н. с <данные изъяты> в качестве электросварщика в <данные изъяты> действовал Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на досрочную пенсию по возрасту, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 предусматривал разделом XXXII профессии «газосварщики и их подручные» и «электросварщики и их подручные».

Суд признает обоснованными доводы Нашатырева В.Н. о том, что в вышеуказанный спорный период он выполнял сварочные работы не менее 80% рабочего времени, т.е. полный рабочий день, поскольку указанные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства собранными по делу доказательствами.

В судебном заседании установлено, что в период с <данные изъяты> Нашатырев В.Н. полный рабочий день работал электросварщиком ручной сварки и не имел отвлечений на другие виды работ, хотя действительно как следует из табуляграмм за спорный период, при начислении заработной платы истцу производились доплаты по шифру 22 (совмещение профессий), однако как установлено в судебном заседании указанные доплаты начислялись за переработку, выполнение большого объема работ и в качестве стимулирования.

Так свидетель Ч., допрошенная в ходе судебного разбирательства, показала, что истца знает, в спорный период Нашатырев В.Н. работал электросварщиком ручной сварки. В указанные истцом периоды она работала нормировщиком и начальником отдела труда в Управлении строительства. В тот период шло строительство Кирово-Чепецкого химического комбината и электросварщики, в том числе и истец, вынуждены были выполнять большие объемы работ по 125-130% выработки и принимались на работу при наличии навыков вождения, для непосредственного доставления газового оборудования к месту работы и обратно по её окончанию. Время пути составляло менее 20% рабочего времени, отвлечений на другую работу и совмещения профессий у Нашатырева В.Н. не было. За переработку, выполнение большого объема работ и в качестве стимулирования Нашатыреву В.Н. начислялись ежемесячные доплаты, которые проводились по шифру 22, как совмещение профессий, хотя фактического совмещения профессий у Нашатырева В.Н. не было.

Заслушанный в качестве специалиста О. суду показал, что в настоящее время работает ведущим специалистом-экспертом отдела назначения пенсий, ранее работал экономистом по оплате труда. Из представленных ему судом для обозрения табуляграмм и, проведя определенные расчеты, он приходит к выводу, что за указанные периоды работы доплаты в месяц с учетом того, что отработано 160 часов, не превышают примерно 15 часов в месяц.

Таким образом, с учетом вышеназванных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в период с <данные изъяты> Нашатырев В.Н. работал полный рабочий день в качестве электросварщика, с выполнением сварочных работ не менее 80% рабочего времени, в связи с чем, вышеуказанный период подлежит включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на льготных условиях.

Периоды учебы истца в техническом училище с <данные изъяты> и службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты>, также подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям:

Согласно копии диплома от <данные изъяты>, Нашатырев В.Н. в <данные изъяты> получил профессию электросварщик.

Как видно из записей в трудовой книжке, Нашатырев В.Н. после обучения <данные изъяты> принят электросварщиком ручной сварки в <данные изъяты>; <данные изъяты> уволен в связи с призывом в Советскую Армию, где проходил службу с <данные изъяты>, что также подтверждается военным билетом . После службы в армии с <данные изъяты> вновь принят в <данные изъяты> в качестве электросварщика.

Таким образом, у Нашатырева В.Н. после периода учебы в <данные изъяты> и периода службы в армии следовали периоды работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.

Согласноп. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590, действовавшего в период работы истца, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение, в том числе и в профессионально-технических училищах (пп. «з»), а также засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости на работах с вредными условиями труда, период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а периоды, указанные в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно Разъяснению Министерства и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Поскольку действовавшее в спорные периоды пенсионное законодательство предусматривало приравнивание вышеназванных периодов к работе, дающей право на пенсию на льготных условиях, периоды учебы Нашатырева В.Н. в техническом училище с <данные изъяты> и службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты> подлежат включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, принимая во внимание положения Конституции Российской Федерации и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, а именно то, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц и иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение истца, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца для назначения пенсии на льготных условиях период работы с <данные изъяты> в качестве электросварщика в <данные изъяты>; период учебы в техническом училище с <данные изъяты> и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Из решения ГУ - УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе от <данные изъяты>, следует что Нашатыреву В.Н. отказано в установлении пенсии по п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный стаж работы, подтвержденный документами составляет <данные изъяты>.

Как следует из заявления о назначении пенсии, Нашатырев В.Н. обратился в ГУ-УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе <данные изъяты>. <данные изъяты> истец достиг возраста 55 лет.

С зачетом оспариваемых периодов, специальный стаж Нашатырева В.Н. на день обращения с заявлением о назначении пенсии - <данные изъяты>, составил более 12 лет 6 месяцев, страховой стаж не менее 25 лет, в связи с чем, Нашатырев В.Н. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года, с <данные изъяты>.

Суд, оценивая в совокупности, представленные доказательства, считает необходимым обязать ГУ - УПФ РФ в Кирово-Чепецком районе назначить Нашатыреву В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости по пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года с <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                        р е ш и л:

Исковые требования Нашатырева В.Н. удовлетворить.

Включить Нашатыреву В.Н. в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с <данные изъяты> в качестве электросварщика в Кирово-Чепецком управлении строительства; период учебы в техническом училище с <данные изъяты> и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области назначить Нашатыреву В.Н. досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     М.Г. Алексеева