г. Кирово-Чепецк 31 мая 2012 года Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе: Председательствующего судьи Алексеевой М.Г., при секретаре Русаковой И.В., рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лучниковой В.В. к КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ», Администрации МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, у с т а н о в и л: Истец Лучникова В.В. обратилась в суд с иском к КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ», Администрации МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг. В судебном заседании истец Лучникова В.В. в обоснование требований пояснила, что с <данные изъяты> по настоящее время она работает в <данные изъяты> КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в должности <данные изъяты>. С <данные изъяты> по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>. Медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей, предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01.01.2005 она указанным правом пользовалась. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» закреплено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно Правительством области. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартиры с освещением и отоплением, что существенно нарушает ее права. За период с 01.04.2009 по декабрь 2011 года включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья <данные изъяты>.; за потребленную электроэнергию <данные изъяты>., за содержание общего имущества <данные изъяты>., за текущий ремонт <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Задолженности по внесению коммунальных платежей не имеется. В соответствии с нормами Закона Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2009 по декабрь 2011 года включительно в сумме <данные изъяты> между оплаченной ею суммой за коммунальные услуги и выплаченной компенсацией составляет <данные изъяты> Просит взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» за счет средств казны в ее пользу компенсацию за оплаченные ею услуги по отоплению жилого помещения и использованию электроэнергии за период с 01.04.2009 по декабрь 2011 года в сумме <данные изъяты> Представитель ответчика Администрации МО «Кирово-Чепецкий район» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, с исковыми требованиями не согласна, поскольку МО Кирово-Чепецкий район» имеет дефицит бюджета и не может принять на себя дополнительные обязательства по предоставлению льгот. Просит в удовлетворении исковых требований Лучниковой В.В. отказать. Представитель КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, дело рассмотрено в его отсутствие. Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования Лучниковой В.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Лучникова В.В. с <данные изъяты> по настоящее время работает в <данные изъяты> КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в должности <данные изъяты>. С <данные изъяты> по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Как следует из преамбулы ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004, к числу которых относится и истец Лучникова В.В., должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время. В силу п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями данной категории граждан с 01.01.2005 было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 годах составлял - <данные изъяты> руб., в 2011 году - <данные изъяты> руб. Согласно справки КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» от <данные изъяты> № Лучниковой В.В. за период с 01.04.2009 по декабрь 2011 года включительно была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> В связи с этим истец Лучникова В.В. за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления, освещения содержание общего имущества, текущий ремонт за период с 01.04.2009 по декабрь 2011 года. В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, принятие Закона Кировской области №267-ЗО не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения МО «Кирово-Чепецкий район», где работала истец Лучникова В.В., не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Лучниковой В.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в ст.133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям конституционного суда РФ от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Согласно представленным документам истцом Лучниковой В.В. за период с 01.04.2009 по декабрь 2011 включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья <данные изъяты> коп.; за потребленную электроэнергию <данные изъяты>, за содержание общего имущества <данные изъяты>., за текущий ремонт <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истцу за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> Таким образом, разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет <данные изъяты>. В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. С учетом изложенного суд считает, что затраты истца Лучниковой В.В. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы с МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области за счет казны муниципального образования в сумме <данные изъяты> На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Лучниковой В.В. к КОГАУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ», Администрации МО «Кирово-Чепецкий район» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить. Взыскать с МО «Кирово-Чепецкий район» в лице Администрации МО «Кирово-Чепецкий район» за счет казны муниципального образования в пользу Лучниковой В.В. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: М.Г.Алексеева