Дело № 2-1005/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Кирово-Чепецк 13 июня 2012г. Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи М.Г. Алексеевой, при секретаре И.В. Русаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Макаровой Г.А. к администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, у с т а н о в и л: Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах Макаровой Г.А. к администрации муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, указав в обоснование требований, что Макарова Г.А. являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности имела право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением. До 01.01.2005 года включительно Макарова Г.А. пользовалась указанным правом. В соответствии с действующим законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. До настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения администрацией МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области», где проживает и работает Макарова Г.А., не установлены. Размер частичной компенсации в 2009 и 2010г.г. - <данные изъяты> рублей ежемесячно, в 2011 - <данные изъяты> рублей, в 2012 - <данные изъяты> рублей в месяц. Разница между уплаченными Макаровой Г.А. денежными средствами, на которые она имела право и реально выплаченными ей средствами, составила <данные изъяты> рублей. Просит взыскать с МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в лице администрации Кирово-Чепецкого района в пользу Макаровой Г.А. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании старший помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Исупова Н.С. и истец Макарова Г.А. изменили исковые требования, просят взыскать за период с мая 2009 года по декабрь 2011 компенсацию по оплате жилья и коммунальным услугам в сумме <данные изъяты> рубля. Представитель ответчика - муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в лице администрации района в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия их представителя, представив отзыв на заявленные требования в котором указывают, что с исковыми требованиями Кирово-Чепецкого городского прокурора не согласны, поскольку бюджет муниципального района является дефицитным, финансовых возможностей для установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан не имеет. Механизм предоставления льгот специалистам, проживающим в сельской местности Кировской области в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также их размер определен законодательством Кировской области, перечисление денежных средств из областного бюджета в виде субвенции осуществляется. Макарова Г.А. в период с 01.05.2009 по 01.04.2012 получила компенсацию в сумме <данные изъяты> рубля, в связи с чем считают, что требования прокурора удовлетворению не подлежат. Суд, заслушав объяснения прокурора, истца Макаровой Г.А., исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено, что Макарова Г.А. является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, поскольку с <данные изъяты> работала в должности <данные изъяты>, с <данные изъяты> и по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> участковой больнице и проживает по адресу: <адрес>. За период с мая 2009г. по декабрь 2011г. за жилье, отопление и электроэнергию Макарова Г.А. уплатила <данные изъяты> рублей, размер частичной компенсации, выплаченной Макаровой Г.А. составил <данные изъяты> рублей. Сумма переплаты составила <данные изъяты> рубля. Установленные по делу обстоятельства подтверждены в судебном заседании письменными материалами дела: копией трудовой книжки, справкой о семейном положении, копией карточки нанимателя и выпиской из лицевого счета, счетами-квитанциями по оплате за жилое помещение и коммунальным услугам, копией свидетельства о государственной регистрации права собственности. Согласно статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливается Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Советам Министров республик, край(обл)исполкомам было предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением (пункт 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517). Право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членами их семей было закреплено частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1. С принятием Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и в другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года «Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» и от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» утратили силу. Тем же Федеральным законом было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ). Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» признано недействующими на территории Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 были внесены изменения. Часть вторая, предусматривающая право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Статья дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления». Исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона № 122- ФЗ, вышеуказанные изменения статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» вступили в силу с 1 января 2005 года. Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Следовательно, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в муниципальных организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности (поселках городского типа), и проживающих в сельской местности (поселках городского типа). Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Таким образом, медицинские работники, приобретшие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004 года (к числу таковых относится истица), должны быть обеспечены указанной льготой в последующее время. Однако, меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, где работает и проживает Макарова Г.А., муниципальным образованием «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» не установлены. Отсутствие финансовых средств на указанные цели не является уважительной причиной для непринятия ответчиком «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления медицинским работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сумма переплаты за жилье, отопление и освещение внесенная Макаровой Г.А. <данные изъяты> рубля является её убытками в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые возникли по вине ответчика муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в связи с его бездействием и неисполнением обязанности по принятию нормативного акта, определяющего льготы медицинской работников по смыслу ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные убытки подлежит взысканию с ответчика - муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» за счёт средств муниципального бюджета, поскольку финансирование <данные изъяты> участковой больницы, в которой работала Макарова Г.А., находится в ведении муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области». Суд, оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, считает необходимым взыскать с муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в пользу Макаровой Г.А. убытки в сумме <данные изъяты>. В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освободить муниципальное образование «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Макаровой Г.А. удовлетворить. Взыскать с муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» в лице администрации района за счёт казны муниципального образования в пользу Макаровой Г.А. убытки в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.Г. Алексеева