Решение по делу №2-310/12 по иску о защите прав потребителя



Дело № 2-310/12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк                      11 марта 2012 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Романовой О.А.

при секретаре     Пакулиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрченко Ю.И., Юрченко Н.В. к ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л :

Юрченко Ю.И., Юрченко Н.В. обратились в суд с иском к ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» о защите прав потребителей.

В обоснование иска указали, что 09.07.2011 истцы заключили с ответчиком договор на международные пассажирские авиаперевозки, по которому они обязались оплатить авиаперелет, а ответчик обязался осуществить их доставку из г.Москвы в г.Рим (Италия) и обратно. Факт заключения договора подтверждается билетами, согласно которым ответчик должен был 23.07.2011 доставить их рейсом AZ 549 из Москвы в Рим, и 31.07.2011 доставить рейсом AZ 548 из Рима в Москву. Их отношения с ответчиком регулируются Законом «О защите право потребителей».

Истец Юрченко Ю.И. является членом элитного клуба компании «Аэрофлот - российские авиалинии», имеет «Gold» статус, что подтверждается распечаткой из его личного кабинета на интернет-сайте ответчика. Клиентам, имеющим «Gold» статус, компания ответчика предоставляет различные привилегии и бонусы, в том числе предоставление премиальных билетов, повышение класса обслуживания и предоставление дополнительных сервисных услуг. В соответствии с п.5 Общих правил набора миль программы «Аэрофлот Бонус» - основной расчетной единицей программы являются мили, которые начисляются в программе «Аэрофлот-Бонус» и являются инструментом поощрения частолетающих пассажиров. Пунктами 1 и 2 Общих правил предусмотрены премиальные авиабилеты, для получения которых необходимо наличие на счете участника необходимого количества миль, а также хотя бы одного платного полета за последние 24 месяца на регулярном рейсе Аэрофлота или Нордавиа по тарифу, участвующему в начислении миль в программе «Аэрофлот-Бонус».

Авиабилеты № ******* и № ******* по маршруту Москва-Рим-Москва были приобретены истцом Юрченко Ю.И. в качестве премии за участие в программе «Аэрофлот-Бонус» и оформлены на него и на Юрченко Н.В. в офисе ответчика в г.Москве с уплатой соответствующих сервисных сборов. В соответствии с правилами программы, за выданные премиальные авиабилеты с лицевого счета Юрченко Ю.И. было списано 120000 миль бонусных.      

23.07.2011 истцы вылетели по указанным авиабилетам из Москвы в Рим самолетом компании Alitalia, являющейся партнером компании ответчика. 31.07.2011 ответчик должен был доставить их обратно в Москву самолетом той же компании. Однако 31.07.2011 при прохождении регистрации на рейс выяснилось, что на указанный в билете рейс места для истцов отсутствуют. Никто из представителей компании ответчика не смог решить вопрос об отправке истцов в Москву. Поэтому истцы были вынуждены приобрести билеты на ближайший рейс в Москву за свой счет.

04.08.2011 истцы в адрес ответчика направляли претензии с требованием о возмещении убытков, компенсации морального вреда и взыскании неустойки. Претензии были получены ответчиком 10.08.2011, однако до настоящего времени он на претензии не отреагировал.

Таким образом, по вине ответчика истцы понесли убытки, которые складываются из сумм расходов на два билета эконом-класса из Рима в Москву 31.07.2011 стоимостью 624+400,22+600=1624,22 EURO за два билета, что в рублях по курсу ЦБ РФ на дату покупки составляет 64186,26 рублей (по 32093,13 рублей за каждый билет), а также сумм сборов аэропорта за перелет Рим-Москва, уплаченных при получении от Ответчика частично неисполненных премиальных билетов в размере 4004 рублей (по 2002) рубля на каждого истца.

Поскольку истцами не полностью использованы премиальные билеты в части перелета из Рима в Москву, считают неправомерным списание ответчиком 07.07.2011 с лицевого счета Юрченко Ю.И. 60000 миль бонусных (1/2 часть от бонусных миль, списанных с лицевого счета за два премиальных билета).

Также считают, что в результате неправомерного бездействия ответчика им был причинен моральный вред, поскольку в аэропорту г.Рим были оставлены один на один с возникшей проблемой, испытывали неудобства и сильные душевные страдания и переживания.

В связи с неисполнением ответчиком претензионных требований о возмещении убытков считают, что с ответчика должны быть также взыскана неустойка в размере 3% от суммы приобретенных ими авиабилетов на рейс Рим-Москва за 120 просрочки исполнения требований, т.е. в данном случае в размере стоимости приобретенных билетов - 34095,13 рублей, в пользу каждого истца.

Таким образом, просят взыскать с ответчика ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в пользу Юрченко Ю.И. компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей, убытки в размере 34095,13 рублей, неустойку в размере 34095,13 рублей, а также обязать ответчика восстановить (произвести запись о начислении) на Счете Участника в Программе «Аэрофлот-Бонус» Юрченко Ю.И. списанные, но не использованные по вине Ответчика 60000 миль бонусных, в том числе отразить восстановленные мили в личном кабинете участника программы на интернет-сайте Ответчика: http://www.aeroflot.ru. Взыскать с ответчика в пользу Юрченко Н.В. компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей, убытки в размере 34095,13 рублей, неустойку в размере 34095,13 рублей.

В судебное заседание истцы Юрченко Ю.И., Юрченко Н.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Представитель истцов по доверенностям Кащеев А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ранее представил возражения на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В возражениях на иск указано, что согласно авиабилетов истцов, выданных ОАО «Аэрофлот», перевозчиком и эксплуатантом указанных рейсов является авиакомпания «АлИталия», с которым Ответчиком заключено соглашение «Код-Шеринг» № IT-763/07.10.2010. Данный перевозчик несет полную ответственность за перевозку и обслуживание пассажиров. Договор воздушной перевозки истцы с ОАО «Аэрофлот» не заключали. Отсутствует причинно-следственная связь между действиями Ответчика и причиненными истцам убытками, произведенный истцами расчет неустойки не основан на законе, причинение истцам морального вреда неправомерными действиями Ответчика ничем не подтвержден. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав представителя истцов, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Исходя из смысла ст.1 «Варшавской Конвенции 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», участником которой является Российская Федерация, под международной авиаперевозкой людей, багажа и товаров понимается всякая перевозка, при которой место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же стороны, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это Государство не является Высокой договаривающейся Стороной.

В соответствии со ст.2 Варшавской Конвенции, проездной билет является свидетельством заключения договора о перевозке и его условий.

Как следует из п.1 постановления Пленума ВС РФ №7 от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи, перевозки граждан, их багажа и грузов.

В судебном заседании установлено, что 09.07.2011 между истцами Юрченко Ю.И., Юрченко Н.В. и Ответчиком заключен договор на международные пассажирские авиаперевозки, по которому истцы оплатили авиаперелет, а ответчик обязался осуществить их доставку из г.Москвы в г.Рим (Италия) и обратно. Факт заключения договора подтверждается авиабилетами № ******* и № *******, из которых следует, что ответчик должен 23.07.2011 доставить истцов рейсом AZ 549 из Москвы в Рим, и 31.07.2011 доставить рейсом AZ 548 из Рима в Москву.

Указанные авиабилеты были предоставлены истцу Юрченко Ю.И. по программе «Аэрофлот-Бонус». Поскольку он является членом элитного клуба компании «Аэрофлот - российские авиалинии», имеет «Gold» статус, что подтверждается распечаткой из его личного кабинета на интернет-сайте ответчика, компания ответчика предоставила Юрченко Ю.И. предусмотренную привилегию в виде предоставления премиальных авиабилетов.

В соответствии с п.5 Общих правил набора миль программы «Аэрофлот Бонус» - основной расчетной единицей программы являются мили, которые начисляются в программе «Аэрофлот-Бонус» и являются инструментом поощрения частолетающих пассажиров. Пунктами 1 и 2 Общих правил предусмотрены премиальные авиабилеты, для получения которых необходимо наличие на счете участника необходимого количества миль, а также хотя бы одного платного полета за последние 24 месяца на регулярном рейсе Аэрофлота или Нордавиа по тарифу, участвующему в начислении миль в программе «Аэрофлот-Бонус».

Таким образом, авиабилеты № ******* и № ******* по маршруту Москва-Рим-Москва были приобретены истцом Юрченко Ю.И. в качестве премии за участие в программе «Аэрофлот-Бонус» и оформлены на него и на Юрченко Н.В. в офисе ответчика в г.Москве, с уплатой истцами соответствующих сервисных сборов.

На основании правил программы «Аэрофлот-Бонус», за выданные премиальные авиабилеты с лицевого счета Юрченко Ю.И. было списано 120000 миль бонусных.

В соответствии со ст.III «Гвадалахарской Конвенции 1961г. о перевозках, осуществляемых лицом иным, чем перевозчик по договору», установлена солидарная ответственность перевозчиков, действия или бездействия фактического перевозчика или уполномоченных им лиц, действовавших при исполнении своих обязанностей, относящихся к перевозке, осуществляемой фактическим перевозчиком, считаются действиями или бездействием и перевозчика по договору. Согласно ст.VII данной Конвенции, любой иск о возмещении вреда, причиненного при перевозке, осуществляемой фактическим перевозчиком, может быть предъявлен по выбору истца либо к этому перевозчику, либо к перевозчику по договору.

Поскольку авиабилеты истцам предоставлены компанией ответчика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» по программе «Аэрофлот-Бонус», суд приходит к выводу, что между сторонами был заключен договор воздушной перевозки, компания ответчика является перевозчиком по договору, поэтому суд считает, что истцами заявлен иск к надлежащему ответчику ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

23.07.2011 истцы вылетели по вышеуказанным авиабилетам из г.Москвы в г.Рим самолетом компании Alitalia, являющейся партнером компании ответчика. 31.07.2011 истцы также на основании предоставленных премиальных билетов должны были вылететь обратно в г.Москву самолетом той же компании. Однако 31.07.2011 на указанный в билетах рейс истцов не посадили, в связи с отсутствием мест на их имена. Представители компании ответчика решить вопрос об отправке истцов по месту следования не смогли.

Истцы Юрченко Ю.И. и Юрченко Н.В. были вынуждены приобрести билеты на ближайший авиарейс в Москву за свой счет.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по договору воздушной перевозки пассажиров истцами были понесены убытки, которые складываются из сумм расходов на два билета эконом-класса из г.Рим в г.Москву, приобретенных ими 31.07.2011, стоимостью 624+400,22+600=1624,22 EURO за два билета, что в рублях по курсу ЦБ РФ на дату покупки составляет 64186,26 рублей (по 32093,13 рублей за каждый билет), а также сумм сборов аэропорта за перелет Рим-Москва, уплаченных при получении от Ответчика частично неисполненных премиальных билетов в размере 4004 рублей (по 2002) рубля на каждого истца.

Указанные обстоятельства по делу подтверждаются письменными доказательствами: копиями авиабилетов, платежных документов; выписками по банковской карте и лицевых счетов истцов по вкладам; распечаткой личного кабинете истца на интернет-сайте Ответчика.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по вине Ответчика истцам причинены указанные убытки, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» подлежат взысканию с исполнителя услуг по перевозке пассажиров - ответчика ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

04.08.2011 истцами в адрес ответчика направлялись претензии с требованием о возмещении убытков, компенсации морального вреда и взыскании неустойки. Претензии были получены ответчиком 10.08.2011, однако в добровольном порядке требования истцов Ответчиком не удовлетворены.

Согласно п.п. 1 и 3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования потребителя о возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п.1 ст.28 и п.п.1 и 4 ст.29 закона, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер о порядок исчисления которой определяются в соответствии с п.5 ст.28 Закона.

В соответствии с п.5 ст.28 Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Поскольку ответчиком претензии истцов были получены 10.08.2011, что подтверждается распечаткой с сайта «Почта России» о доставке почтовых отправлений, установленный законом 10-дневный срок удовлетворения требований потребителей истек 20.08.2011. Размер неустойки за просрочку исполнения требований истцов по состоянию на день составления 10.12.2011 (за 120 дней просрочки) составляет в пользу каждого истца:

32093,13 (стоимость билета) + 2002.00 (1/4 от суммы сбора аэропорта) х 3% х 120 дней = 122742,50 рублей.

Поскольку в соответствии с п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» сумма взыскиваемой неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, следовательно, сумма неустойки, подлежащей взысканию в пользу каждого истца составляет 34095,13 рублей, включающая стоимость самостоятельно приобретенного билета из г.Рима в г.Москву в размере 32093,13 руб. + 2002,00 руб. за уплаченный сбор аэропорта.

В связи с тем, что истцы по вине Ответчика не полностью использовали полученные премиальные билеты в части перелета из г.Рима в г.Москву 31.07.2011, суд считает подлежащим восстановлению на лицевом счете Юрченко Ю.И. 60000 миль бонусных (1/2 часть от бонусных миль, списанных с его счета за два премиальных билета).

Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В связи с неисполнением Ответчиком обязательств по перевозке истцов авиарейсом из г.Рима в г.Москву 31.07.2011, при отсутствии оказания помощи пассажирам в сложившейся ситуации, вынужденным на территории иностранного государства самостоятельно решать вопросы перелета в г.Москву, суд приходит к выводу, что истцам действиями (бездействием) Ответчика причинен моральный вред, связанный с нравственными страданиями и переживаниями, физическими неудобствами.

Учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика в нарушении прав потребителей, причиненных истцам нравственных переживаниях, отсутствие длительной задержки истцов на территории г.Рима, с учетом принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, в пользу каждого истца.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о взыскании с ответчика в пользу убытки в размере по 34095,13 рублей каждому, неустойку в размере по 34095,13 рублей каждому, обязать ответчика восстановить (произвести запись о начислении) на Счете Участника в Программе «Аэрофлот-Бонус» Юрченко Ю.И. списанные, но не использованные 60000 миль бонусных, в том числе отразить восстановленные мили в личном кабинете участника программы на интернет-сайте Ответчика: http://www.aeroflot.ru, а также частично удовлетворить требования истцов о взыскании с ответчика в их пользу компенсацию морального вреда по 5000 рублей каждому.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 5491 рубль 40 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Юрченко Ю.И., Юрченко Н.В. удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в пользу Юрченко Юрия Ивановича убытки в размере 34095 рублей 13 копеек, неустойку в размере 34095 рублей 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 73190 (семьдесят три тысячи сто девяносто) рублей 26 копеек.

Обязать ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» восстановить (произвести запись о начислении) на счете участника в программе «Аэрофлот-Бонус» Юрченко Ю.И. списанные, но не использованные 60000 миль бонусных, в том числе отразить восстановленные мили в личном кабинете участника программы на интернет-сайте Ответчика: http://www.aeroflot.ru.

Взыскать с ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в пользу Юрченко Н.В. убытки в размере 34095 рублей 13 копеек, неустойку в размере 34095 рубля 13 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, а всего 73190 (семьдесят три тысячи сто девяносто) рублей 26 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» государственную пошлину в размере 5491 рубль 40 копеек в доход МО «Город Кирово-Чепецк».      

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд.

Судья-         О.А. Романова