Дело № 2-681/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года город Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Ходаковой О.Е.,
с участием помощника прокурора г.Кировграда Бондарчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора г. Кировграда в интересах Хакимова А.М., Хакимова В.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с исками в интересах Хакимова А.М., Хакимова В.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения.
Определением суда дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование заявленных требований указано следующее:
Хакимов А.М. Хакимов В.М. относятся к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Их родители лишены родительских прав Кировградским городским судом. Как следует из постановления главы администрации Хакимов А.М. и Хакимов В.М. приняты на учет как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения, закрепленное жилое помещение у Хакимовых отсутствует. До настоящего времени Хакимовы состоят в указанных списках и имеют право на внеочередное предоставление жилья. Право на получение жилого помещения возникло у Хакимова А.М.. Хакимов В.М. окончил ГОУ НПО СО «Кировградское ПУ», в настоящее время Хакимовы проживают в общежитии, которое является временным жильем. В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Хакимовы должны быть обеспечены жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилых помещений не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, распределить жилые помещения Хакимову А.М. и Хакимову В.М., безвозмездно передать жилые помещения в муниципальную собственность, обязать Администрацию предоставить переданные им жилые помещения Хакимову А.М. и Хакимову В.М. по договорам социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Бондарчук О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Хакимов А.М. и Хакимов В.М. в судебном заседании требования, заявленные прокурором г. Кировграда требования поддержали.
Ответчик – Министерство строительства и архитектуры направило в суд отзыв на исковое заявление, где указало, что порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20 апреля 2010 года. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей- сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются в 2010 г. органами местного самоуправления, и направляться в Фонд. Для распределения детям-сиротам предусмотренных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. А потому Министерство не обладает полномочиями по распределению жилых помещений детям-сиротам, а обладает полномочиями по приобретению жилья в установленном порядке. Просит в иске отказать, поскольку обеспечение жильем Хакимовых, при условии постановки их на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика Администрации, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В телефонограмме, представленной суду, представитель ответчика Копелева З.М., действующая на основании доверенности, с иском согласилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав прокурора, истцов, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:
В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Социальный статус Хакимова А.М. и Хакимова В.М. – детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Какое-либо жилое помещение за Хакимовым А.М. и Хакимовым В.М. не закреплено, о чем также свидетельствуют материалы дела. Согласно Постановлению администрации Хакимов А.М. и Хакимов В.М. приняты на учет, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения и относящиеся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья. Хакимов А.М. и Хакимов В.М. включены в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию.
При указанных обстоятельствах, Хакимов А.М. и Хакимов В.М. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное право Хакимова А.М. и Хакимова В.М. никем не оспаривается.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года №1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителей средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Хакимова А.М. и Хакимова В.М. жилых помещений в городе Верхнем Тагиле не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры. На Администрацию следует возложить обязанность заключить с Хакимовым А.М. и Хакимовым В.М. договоры социального найма на приобретенные для каждого из них жилые помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах Хакимова А.М., Хакимова В.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Верхнем Тагиле Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Хакимова А.М., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность.
На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Верхнем Тагиле Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Хакимова В.М., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность.
На Администрацию возложить обязанность заключить с Хакимовым А.М. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
На Администрацию возложить обязанность заключить с Хакимовым В.М. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.
Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Т.Л. Редозубова