Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-704/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года город Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Ходаковой О.Е.,

с участием: помощника прокурора г.Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Шевченко М.С., Шевченко О.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Шевченко М.С., Шевченко О.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее:

В прокуратуру города Кировграда обратились Шевченко М.С. и Шевченко О.М. с просьбой защитить их жилищные права. В заявлении Шевченко М.С. указал, что он находился в ГОУСО «Верхнетагильский детский дом-школа», далее проходил службу в армии, после службы вернулся в г.Верхний Тагил. Шевченко О.М. находилась в детском доме до 2000 г. Далее обучалась в Кировградском профессиональном училище, после чего стала проживать совместно с Шевченко М.С. в служебном жилом помещении. Брак между Шевченко М.С. и Шевченко О.М. был заключен. Во время пребывания в детском доме Шевченко М.С. и Шевченко О.М. находились на полном государственном обеспечении. Согласно справке УСЗН г.Кировграда Шевченко М.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, включен в список лиц, которые имеют право на внеочередное предоставление жилья. В течение 5 лет семья проживала в служебном помещении здания МОУ «Межшкольный учебный комбинат». После обращения в администрацию, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии принято решение о предоставлении семье временного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Верхний Тагил. О временном характере предоставления жилья свидетельствуют протокол заседания жилищно-бытовой комиссии, письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, размер жилой площади выделенного жилья, технический план общежития №58, где комната №14 указана в качестве служебного нежилого помещения. В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шевченко М.С. и Шевченко О.М. должны быть обеспечены жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления городского округа Верхний Тагил, распределить жилое помещение Шевченко М.С. и Шевченко О.М., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать Администрацию городского округа Верхний Тагил предоставить переданное им жилое помещение Шевченко М.С. и Шевченко О.М. по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Бондарчук О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Шевченко М.С. и Шевченко О.М. в судебном заседании требования, заявленные прокурором г. Кировграда требования поддержали.

Ответчик – Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, 3 лицо СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились. О дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации, действующая на основании доверенности Копелева З.М. исковые требования поддержала. Суду показала, что истцы имеют право на внеочередное предоставления жилья на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилое помещение, которое в настоящее время занимают истцы, предоставлено им временно.

Заслушав прокурора, Шевченко М.С. и Шевченко О.М., исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Социальный статус истцов никем не оспаривается, каких-либо жилых помещений в установленном законом порядке за ними не закреплялось. Шевченко заключили брак, имеют на иждивении несовершеннолетнего сына. В течение 5 лет семья проживала в служебном помещении здания МОУ «Межшкольный учебный комбинат». После обращения в администрацию, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии принято решение о предоставлении семье временного жилого помещения, с учетом сохранения права на предоставления льготного жилья. Указанное жилое помещение состоит из одной комнаты. Данное решение было принято в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 0302 04 /3376, рекомендовавшего в целях защиты прав детей, оказывать содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов предоставления временного жилья. Согласно постановлению администрации Шевченко М.С. принят на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения и относящийся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилья. Шевченко М.С. включен в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию городской округ Верхний Тагил, где состоит по настоящее время.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что истцы Шевченко имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное право истцов в установленном законом порядке не было реализовано.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года №1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителей средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

При указанных обстоятельствах, обязанность по приобретению для Шевченко жилого помещения в городе Верхнем Тагиле не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхний Тагил должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры. На Администрацию следует возложить обязанность заключить с Шевченко договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах Шевченко М.С., Шевченко О.М. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Верхнем Тагиле Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Шевченко М.С., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность.

На Администрацию возложить обязанность заключить с Шевченко М.С. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья Т.Л. Редозубова