Дело № 2-679/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2010 года город Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Ходаковой О.Е.,
с участием: помощника прокурора г.Кировграда Бондарчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Семко М.С. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Семко М.С. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленного требования следующее:
Семко М.С. в соответствии с приговором Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила был осужден по к 2 годам лишения свободы, что подтверждается справкой об освобождении. По отбытии наказания Семко вернулся в г. Верхний Тагил. Мать Семко М.С., была лишена родительских прав в отношении сына на основании решения Балаковского суда Саратовской области. В описательно-мотивировочной части судом указано, что отца у детей, в том числе и у Семко М.С. нет. Семко М.С. находился в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа». Далее Семко М.С. обучался в ГОУ СО НПО «КПУ». Семко М.С. состоит в списках внеочередного предоставления жилья как оставшийся без попечения родителей, что подтверждается соответствующими сведениями, предоставленными администрацией. Ранее Семко М.С. была предоставлена комната в общежитии. Семко обратился в администрацию с заявлением о предоставлении жилья. Однако в связи с невозможностью проживания в указанном жилом помещении на основании заявления Семко М.С. заключенный договор социального найма был расторгнут. В настоящее время Семко не имеет какого-либо жилья. С момента вступления в законную силу судебного решения Семко М.С. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Практически все время до направления в места лишения свободы Семко находился в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», что подтверждает его статус. Вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей органами опеки и попечительства, администрацией детского дома, профессионального училища в отношении отца Семко М.С., не было принято своевременных мер: он не был лишен родительских прав, ограничен в них, не был объявлен безвестно отсутствующим и др. Тем не менее, на протяжении всего времени Семко не находился на его попечении, содержании, не общался с ним и не виделся. Утрата родительского попечения очевидна, несовершеннолетний пребывал в детском доме, то есть был направлен по соответствующей путевке в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на государственном попечении, был поставлен в список внеочередного предоставления жилья, на основании Постановления главы администрации, т.е. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Семко М.С. должен быть обеспечен жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления городского округа Верхний Тагил, распределить жилое помещение Семко М.С., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать Администрацию предоставить переданное им жилое помещение Семко М.С. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Бондарчук О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Семко М.С., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства строительства и архитектуры направило в суд отзыв на исковое заявление в судебное заседание не явился. Заявлений об уважительности отсутствия суду не представлено.
Представитель ответчика Администрации, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился. Заявлений об уважительности отсутствия суду не представлено.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:
В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Истцом является Семко М.С.. Мать истца на основании решения Балаковского городского суда Саратовской области лишена родительских прав. Материалы дела не содержат сведений о лишении отца Семко М.С. родительских прав, либо об ограничении в родительских правах, объявлении его недееспособным, безвестно отсутствующим. В то же время установлено, что Семко М.С. фактически остался без попечения родителей. Отец с семьей не проживал, от воспитания ребенка уклонялся, материальной помощи не оказывал. В соответствии с решением исполкома Кировградского горсовета Семко М.С. совместно со своим братом были определены в детское государственное учреждение, как лица, оставшиеся без попечения родителей. На момент рассмотрения гражданского дела о лишении родительских прав несовершеннолетний Семко М.С. находился вместе со своим братом в больнице г. Верхнего Тагила Свердловской области, так как были брошены. Впоследующем Семко М.С., находился в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировградском профессиональном училище, на полном государственном обеспечении. Как указано в ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей являются лицо в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов Ненадлежащее исполнение обязанностей представителей органов опеки и попечительства, государственных опекунов в части оформления правового статуса ребенка, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы Семко М.С. в настоящее время. Статус Семко М.С. как лица, фактически оставшегося без попечения родителей не оспаривает Министерство общего и профессионального образования, не оспаривалось до подачи иска и Администрацией, поскольку Семко М.С. включен органом местного самоуправления в списки на получение благоустроенного жилья как воспитанник детского дома.
Какое-либо жилое помещение за Семко М.С. не закреплено, о чем также свидетельствуют материалы дела. Согласно информации, предоставленной администрацией городского округа Верхний Тагил, Семко М.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Семко М.С. включен в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию городской округ Верхний Тагил.
При указанных обстоятельствах, Семко М.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года №1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителей средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Семко М.С. жилого помещения в городе Верхнем Тагиле не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры. На Администрацию следует возложить обязанность заключить с Семко М.С. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах Семко М.С. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Верхнем Тагиле Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Семко М.С., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность.
На Администрацию возложить обязанность заключить с Семко М.А. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.
Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Т.Л. Редозубова