Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-685/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2010 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

с участием: старшего помощника прокурора г.Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Мороз А.В. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах Мороз А.В. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Бондарчук О.В. исковые требования поддержала, в их обоснование показала:

Мороз А.В. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы администрации Кировградского городского округа Мороз А.В. поставлен на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, при этом, закрепленного жилого помещения у Мороз А.В. не имеется. Мороз А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилья по окончании образовательного учреждения.

В соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мороз А.В. должен быть обеспечен жильем вне очереди. Просит возложить на Министерство строительства и архитектуры обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, распределить жилое помещение Мороз А.В., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать Администрацию предоставить переданное им жилое помещение Мороз А.В. по договору социального найма.

Истец Мороз А.В., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из направленного суду отзыва усматривается, что Администрация с заявленными исковыми требованиями согласна, считает их законными и обоснованными. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 данного закона определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии с порядком получателем средств областного бюджета является «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Пунктом 6 порядка предусмотрено, что Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещения для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры и заключает государственные контракты. Распределение приобретенного жилья осуществляется на основании приказов Министерства. Учитывая изложенное, после исполнения Министерством строительства и архитектуры обязанности по приобретению, распределению и безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения для Мороз А.В., Администрация исполнит свою обязанность по предоставлению Мороз А.В. жилого помещения и заключению с ним договора социального найма.

Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного отзыва усматривается следующее: В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области Фонд является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 229370 тыс руб., является Министерство строительства и архитектуры. Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры в Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры на строительство ( приобретение) жилых помещений. В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья на территории Свердловской области состоит боле 5566 человек, из них у более 2744 человек возникло право на получение жилого помещения. Фонд, исходя из суммы средств, предусмотренных областным бюджетом на 2010 год на строительство жилых помещений для детей-сирот, заключил государственные контракты на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанными контрактами в округе приобретено 2 жилых помещения, которые распределены приказом. В настоящее время лимиты денежных средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот на 2010 год, исходя из установленной нормы предусмотренных областным бюджетом денежных средств и принципа численности нуждающихся в жилье по районам, исчерпаны.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В силу части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно положений пункта 2 части 2 ст. 5 7 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Социальный статус Мороз А.В. – ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Какое-либо жилое помещение за Мороз А.В. не закреплено, о чем также свидетельствуют материалы дела. Согласно Постановлению Главы администрации Мороз А.В. принят на учет, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения и относящийся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилья. Мороз А.В. включен в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Кировградский городской округ под порядковым номером 28.

Мороз А.В. снят с полного государственного обеспечения воспитанников стационарного отделения в связи с устройством в ГОУ НПО СО «Училище». Согласно справки ООО «Ц» Мороз А.В. работает в «Ц» по настоящее время.

При указанных обстоятельствах, Мороз А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное право Мороз А.В. никем не оспаривается.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года №1631-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителей средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

При указанных обстоятельствах обязанность по приобретению для Мороз А.В. жилого помещения в городе Кировграде не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры. На Администрацию следует возложить обязанность заключить с Мороз А.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах Мороз А.В. к Администрации, Министерству строительства и архитектуры о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

На Министерство строительства и архитектуры возложить обязанность – приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кировграде Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Мороз А.В., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность.

На Администрацию возложить обязанность заключить с Мороз А.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья Т.Л. Редозубова