решение по сику о признании отказа в получении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, недействительным, о признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения



Дело № 2-51/11

Мотивированное решение составлено 18 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прозеба Н.Н. к Администрации городского округа о признании отказа в получении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, недействительным, о признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения, предусмотренной федеральным законом «О ветеранах»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прозеба Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа о признании отказа в получении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, недействительным, о признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения, предусмотренной федеральным законом «О ветеранах».

В судебное заседание истец Прозеба Н.Н. не явилась в силу преклонного возраста, направила своего представителя. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Коваль А.П., действующий на основании доверенности, заявленные истцом требования поддержал, указав в их обоснование следующее:

Истец Прозеба Н.Н. проживает по договору коммерческого найма в квартире г. Кировграда, принадлежащей на праве собственности внучке Т.И.В. и несовершеннолетнему правнуку Т.Д.Д.. Обеспеченность жильем на 1 члена семьи составляет 14.0 м.кв., что ниже учетной нормы (15 м.кв.) на 1.0 м.кв. Ей стало известно, что бывшим несовершеннолетним узникам фашистского концлагеря, признанным инвалидами вследствие общего заболевания (каковым она является) предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Прозеба Н.Н. обратилась в Администрацию городского округа с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по приобретению жилого помещения, на что получила отказ. Просит признать отказ Администрации городского округа в получении единовременной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения недействительным, признать ее нуждающейся в обеспечении жильем, обязать Администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит признать за ней право на получение единовременной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Представитель ответчика Администрации городского округа Шестакова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив в суд отзыв на исковое заявление, где указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве ответчик указал, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010) установлено, что необходимо завершить обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 года № 357-ПП определен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Пунктом 3 Порядка установлено, что формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. В соответствии с п. 4 Порядка списки граждан формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. По смыслу вышеназванных положений законодательства жильем за счет средств федерального бюджета могут быть обеспечены только нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, перечисленных в п.2 Порядка, а также с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке принятия на учет. Из представленных истцом документов усматривается, что заявитель относится к категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей – инвалид 1 группы вследствие общего заболевания. Разъяснение о возможности обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников приведено в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07. В соответствии с пунктом 3 данного письма, пунктом 8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации несовершеннолетним узникам концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки и денежные выплаты, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Вместе с тем указывается, что законодательство не идентифицирует данных лиц с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их таковыми в полном объеме. Таким образом, указанные категории обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 не подлежат. Администрация городского округа оставляет вопрос об удовлетворении заявленных истцом требований на усмотрение суда.

Представители 3 лица на стороне ответчика Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель 3 лица на стороне ответчика Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В отзыве указал следующее: Прозеба Н.Н. является бывшей несовершеннолетней узницей фашистского концлагеря. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП «О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее по тексту - Постановление) меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее - единовременная денежная выплата). В соответствии с п. 9 Постановления источниками финансирования обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов являются средства федерального бюджета, устанавливаемые в Федеральном фонде компенсаций и передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области (далее - средства федерального бюджета), и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов. В соответствии с п.20 Постановления источником финансирования единовременных денежных выплат являются средства федерального бюджета. Указанные средства зачисляются на лицевой счет Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области для учета средств федерального бюджета, для последующего перечисления Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на лицевой счет, открытый в территориальном органе Управления Федерального казначейства по Свердловской области. Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство регионального развития Российской Федерации (далее по тексту - Минрегион России). На основании Соглашений о предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджету Свердловской области на реализацию полномочий российской Федерации в области полного обеспечения жильем до 1 мая 2010 года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, заключенного Минрегионом России и Субъектом РФ в лице Правительства Свердловской области, Минрегион России предоставляет Субъекту РФ субвенцию из федерального бюджета на финансирование мероприятий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона «О ветеранах», а Субъект Российской Федерации обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевому назначению и обеспечить реализацию Указа Президента РФ № 714.

Представитель 3 лица Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Свидетель Т.И.В. в судебном заседании показала, что Прозеба Н.Н. ее бабушка. Последняя проживает в квартире г. Кировграда. Даная квартира является в равных долях собственностью ее и несовершеннолетнего сына. Общего хозяйства с бабушкой нет, бюджет у нее отдельный, она занимает отдельную комнату. В силу престарелого возраста за бабушкой ухаживает ее мама. В соответствии с условиями договора истец участвует в несении расходов, связанных с содержанием жилья.

Заслушав представителя истца, свидетеля, исследовав материалы дела, и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены ст. 21 указанного Федерального закона. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

- обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, независимо от их имущественного положения. Супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В силу ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден «Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В судебном заседании установлено:

Истец Прозеба Н.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, является инвалидом 1 группы вследствие общего заболевания. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.

Прозеба Н. Н. зарегистрирована и проживает в квартире г. Кировграда. Данное жилое помещение является собственностью Т.И.В., и ее несовершеннолетнего сына Т.Д.Д., зарегистрированных в квартире.

Квартира состоит из двух комнат.

Других жилых помещений за истцом не зарегистрировано.

Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не оспаривается.

При обращении с заявлением в Администрацию о предоставлении вышеуказанной меры социальной поддержки Прозебе Н.Н. отказано, со ссылкой на то, что узники концлагерей и гетто обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.052008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», не подлежат.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест содержания, предоставляется независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является собственником жилого помещения. Не является истец и членом семьи нанимателя жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения.

С доводом ответчика о том, что в соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 19.03.2010 N 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», истец не приравнен к участникам Великой Отечественной войны в реализации права на получение жилья, суд не соглашается.

По мнению суда, данное Письмо, не соответствует действующему законодательству, в частности:

- п. 8. ст. 154 Федерального Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- п. 4. ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах» № -5 ФЗ от 12 января 1995 года

Минрегион был не вправе самостоятельно толковать волю законодателя и сужать круг лиц, которым предоставляется такая мера социальной поддержки как улучшение жилищных условий, поскольку несовершеннолетних узников концлагерей законодатель приравнял к инвалидам, которым такая поддержка положена на основании ФЗ «О ветеранах».

Указанное Письмо Минрегиона не является нормативным актом, поскольку не содержит и не устанавливает конкретные права и обязанности, а лишь содержит разъяснения в применении действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прозеба Н.Н. к Администрации городского округа о признании отказа в получении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, недействительным, о признании права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения, предусмотренной федеральным законом «О ветеранах» удовлетворить.

Признать незаконным отказ в принятии Прозеба Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Признать за Прозеба Н.Н. право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Судья Т.Л. Редозубова