Решение по иску о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно



Дело № 2-29/11

Мотивированное решение составлено 26 января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.

при секретаре Филипповой Е.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фалалеевой Г.Ф. к Пенсионному фонду о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно,

У С Т А Н О В И Л:

Фалалеева Г.Ф. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

В судебном заседании Фалалеева Г. Ф. исковые требования поддержала, в обоснование которых указала: обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», так как не менее 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением Пенсионного фонда ответчик отказал в назначении трудовой пенсии из-за недостаточности требуемого законом специального стажа.

При этом, ответчик не включил в специальный трудовой стаж периоды работы

- в качестве медсестры в детских яслях;

- в качестве медсестры ясельной группы детсада;

- в качестве медсестры и старшей медсестры детского сада;

- в качестве старшей медсестры Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад.

Ответчик обосновал свой отказ тем, что наименование учреждений, где работала Фалалеева Г. Ф. не соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённому постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

С решением ответчика не согласна. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», относил детские сады и ясли к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Указанный нормативный акт действовал до 1.10. 1993 г.

Лечебной деятельностью занималась и в должностях медицинской сестры и старшей медицинской сестры в детском саду и в качестве старшей медсестры Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад. С 1986 года в детском саду действует медицинский пункт, состоящий из процедурного, массажного и медицинского кабинетов; штатным расписанием предусмотрены должности старшей медсестры, медсестры бассейна, медсестры физ.кабинета, медсестры по массажу. Из должностных характеристик медсестры бассейна детсада, старшей медсестры детсада и участковой медсестры, а также старшей медсестры детского отделения поликлиники следует, что должностные обязанности в части лечебно-профилактической деятельности этих медицинских работников совпадают. Просит зачесть вышеуказанные периоды в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно и признать за ней право на назначение данной пенсии.

Представитель ответчика Побединская Е. С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала: В трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обоснованно не зачтены следующие периоды:

- в качестве медсестры в детских яслях, – в качестве медсестры ясельной группы детсада, – в качестве медсестры детского сада, – в качестве патронажной медсестры детского сада, – в качестве медсестры плавательного бассейна детского сада, – в качестве старшей медсестры, медсестры плавательного бассейна детского сада, – в качестве старшей медсестры Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад.

Данные периоды не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, поскольку наименование должности и учреждения не соответствует «Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781.

Учреждения, в которых работала истец, не являются учреждениями здравоохранения и не включены Правительством Российской Федерации в Списки учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поэтому работа в этих учреждениях не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Кроме того, в спорные периоды имел место отпуск по уходу за ребенком, который также не подлежит включению в льготный стаж, так как в данный период времени лечебная деятельность не осуществлялась.

Одновременно, в периоды имелись отпуска без сохранения заработной платы.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и не предусматривают нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Следовательно, эти периоды не могут быть включены в стаж при определении права на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия назначается со дня обращения заявителя в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии, но во всех случаях не ранее даты наступления права на указанную пенсию. При этом днем обращения считается день приема органом Пенсионного фонда заявления о назначении пенсии.

На момент обращения Фалалеевой Г.Ф. в Пенсионный фонд, права на назначение ей пенсии досрочно не имелось, в виду недостаточности 30-летнего стажа, необходимого для назначения пенсии, поэтому решением в назначении пенсии ей было правомерно отказано.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено:

Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании. Решением ответчика в назначении данной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального стажа.

Принятый к зачету стаж составил 2 года 7 месяцев 3 дня.

В специальный стаж не приняты периоды работы Фалалеевой Г. Ф.

- в качестве медсестры в детских яслях;

- в качестве медсестры ясельной группы детсада;

- в качестве медсестры и старшей медсестры детского сада;

- в качестве старшей медсестры Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад;

Ответчик указал, что данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку наименование учреждений, где работала истец, не соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённому постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1)

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (в редакции от 30.06.2009 года)

Согласно действовавшему до 01.10.1993 г. регулированию, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1.10.1993 г. и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления» и от 29.10.2002 г. № 781 « О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…» также не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях.

После принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01.10.1993 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию, учитываются различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца периоды работы в должности медицинской сестры (в том числе старшей) до 01.10.1993 г.

Период времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** года по *** года также подлежит зачету в специальный стаж.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (06.10.1002 г.) с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, то есть до вступления в силу вышеназванного Закона (06.10.1992 г.)

Оснований для включения в специальный стаж периода работы с 01.10.1993 г. в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения суд не находит.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, нов во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

На момент обращения за пенсией в Пенсионный фонд, рассмотрения настоящего спора, требуемый законом специальный стаж (30 лет) у истца, отсутствует, а потому требования о признании за ней права на назначение трудовой пенсии по старости удовлетворены быть не могут.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фалалеевой Г.Ф. удовлетворить частично.

Включить Фалалеевой Г.Ф. в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно периоды работы:

- в качестве медсестры в детских яслях.

- в качестве медсестры ясельной группы детсада.

- в качестве медсестры и старшей медсестры детского сада.

В удовлетворении остальной части исковых требований Фалалеевой Г.Ф., отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья Т.Л. Редозубова