Дело № 2-50/2011
Решение изготовлено
в окончательной форме 31 января 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011 года г. Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Альшевской Е.В.,
при секретаре Микрюковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бусыгиной К.А. к Администрации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах»,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бусыгина К.А. обратилась в суд с иском к Администрации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».
В судебное заседание истец Бусыгина К.А. не явилась в силу преклонного возраста, направила своего представителя.
Представитель истца Коваль А.П., действующий на основании доверенности, заявленные истцом требования поддержал, указав в их обоснование следующее:
Истец Бусыгина К.А., является вдовой участника Великой Отечественной войны – Б.Л.А.. Бусыгина К.А. ранее являлась собственником доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, город Кировград. Находясь в преклонном возрасте, имея множество серьезных заболеваний, Бусыгина К.А. подарила указанное имущество своему сыну Б.А.Л..
В мае 2010 года были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», согласно которым вдовы погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения. Узнав об этом, истец Бусыгина К.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения. Получен отказ со ссылкой на то, что Бусыгина К.А. совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий за последние пять лет. Указанный отказ считают незаконным, так как в силу положений действующих нормативно-правовых актов Бусыгина К.А. должна быть обеспечена жильем независимо от ее имущественного положения. В настоящее время истец не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем по договору социального найма. Проживает в доме детей по договору найма. Отчуждая долю в праве собственности, истец Бусыгина К.А. не имела умысла искусственно ухудшить свои жилищные условия, так как не предполагала о внесении изменений в нормативно-правовые акты. Сделку совершила с намерением привести свои имущественные дела в порядок, избавить сына от хождения по инстанциям при оформлении наследства. Домовладение по адресу: г. Кировград, является деревянным, имеет большой процент износа, водопровод и канализация отсутствует. В силу состояния здоровья истец не имеет возможности самостоятельно нести бремя содержания указанного имущества.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В отзыве ответчик указал, что действующими нормативно-правовыми актами жильем за счет средств федерального бюджета могут быть обеспечены только нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Истец Бусыгина является вдовой участника Великой Отечественной войны, в настоящее время в собственности жилья не имеет, однако осуществила сделку дарения в отношении доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, город Кирвоград. Сделка совершена в пользу Б.А.Л.. Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При приеме документов специалист Администрации не имел возможности дать оценку действиям заявителя и оценить наличие или отсутствие у заявителя корыстных намерений. Администрация оставляет вопрос о удовлетворении заявленных истцом требований на усмотрение суда.
Представитель 3 лица на стороне ответчика Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В отзыве указал следующее: Бусыгина К.А. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, предусмотренные Федеральным законом « О ветеранах». Граждане социальной категории, к которой относится истец, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерии нуждаемости установлены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований. Статься 53 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий. Вопросы об отсутствии действий, в результате совершения которых истец Бусыгина могла быть признана нуждающейся, подлежит разрешению судом. СОГУ « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» принимает участие в обеспечении жильем тех нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые уже признаны в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и поставлены на учет органом местного самоуправления по месту жительства нуждающегося.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования по следующим основаниям:
Федеральный закон « О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Меры социальной поддержки членов семей погибших ( умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены ст. 21 указанного Федерального закона. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца ( имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:
-обеспечение за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, независимо от их имущественного положения. Супруге ( супругу) погибшего ( умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
В силу ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден «Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
В судебном заседании установлено:
Истец Бусыгина К.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны Бусыгина Л.А. и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение вдовам участникам Великой Отечественной войны предоставляется независимо от их имущественного положения.
В случае признания Бусыгиной К.А. по основаниям, указанным в ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, она будет иметь право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений и членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является собственником жилого помещения. Не является истец и членом семьи нанимателя жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения. В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Другие лица могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Бусыгина К.А. проживает по адресу: Свердловская область, город Кировград. По данному адресу Бусыгина К.А. зарегистрирована и проживает одна, что подтверждается копией справки ведущего специалиста по жилищным вопросам администрации. Таким образом, судом установлено, что истец относится к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Указанное обстоятельство не опровергается самим ответчиком.
Бусыгина К.А. в установленном законом порядке обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты для оплаты строительства или приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах». Из материалов дела следует, что истец Бусыгина не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине отчуждения жилого дома.
Установлено, что Бусыгина К.А. действительно ранее имела в собственности долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область, город Кировград. Согласно договору Бусыгина К.А. подарила указанное имущество Б.А.Л..
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В судебном заседании установлено, что Бусыгина К.А. имела только долю в праве собственности на вышеуказанный жилой дом. Домовладение является деревянным, имеет высокий процент износа, не имеет водопровода и канализации. Бусыгина К.А. находится в преклонном возрасте. В исковом заявлении Бусыгина К.А. указала, что распорядилась данным имуществом, не имея какого-либо умысла по ухудшению своих жилищных условий. Из пояснений представителя истца следует, что истец по состоянию здоровья не может поддерживать в надлежащем состоянии деревянное домовладение. Указанное представителем истца обстоятельство, по мнению суда, является очевидным. Оценив доводы истца и представленные доказательства, суд считает, что Бусыгина К.А. распорядилась своим имуществом (долей в праве собственности на жилой дом), не имея намерения ухудшить свои жилищные условия. Доказательств тому, что Бусыгина К.А. распорядилась указанным имуществом с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бусыгиной К.А. к Администрации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на получение единовременной денежной компенсации из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» удовлетворить.
Признать незаконным отказ в принятии Бусыгиной К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать за Бусыгиной К.А. право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке.
Судья: Е.В.Альшевская