Решение по иску о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно



Дело № 2-220/11

Мотивированное решение составлено 18 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Ходаковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Н.А. к Пенсионному фонду о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно,

У С Т А Н О В И Л:

Серебрякова Н.А. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

В судебном заседании Серебрякова Н.А. исковые требования поддержала, в обоснование которых указала:

Обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», так как не менее 30 лет осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Пенсионного фонда от 01.12.2010 г. Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии, ссылаясь на недостаточность специального трудового стажа. Ответчик не включил в специальный трудовой стаж период работы в качестве медсестры хирургического отделения медсанчасти комбината в льготном исчислении; период работы в качестве медсестры санатория-профилактория профкома, так как наименование структурного подразделения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённому постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; в качестве медсестры стоматологического кабинета лечебно-оздоровительного комплекса и в качестве медсестры стоматологического кабинета санатория-профилактория, так как наименование структурного подразделения не соответствует Списку должностей и учреждений 2002 г.

С решением ответчика не согласна, поскольку в указанные периоды занималась лечебной деятельностью.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627, утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены и санаторно-курортные учреждения, в том числе санатории-профилактории. Согласно п.5 Примечания к данному Приказу, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Работа в указанных в Списке учреждениях засчитывается в специальный трудовой стаж независимо от их ведомственной или территориальной принадлежности.

Как следует из обзорной справки, санаторий-профилакторий, в котором она работала, был самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, а затем перешёл в структуру управления завода. В последующем, в процессе реорганизации, санаторий-профилакторий вошёл в структуру созданной на заводе поликлиники, затем в структуру образованного на заводе лечебно-оздоровительного комплекса, а после упразднения – вновь стал отдельным подразделением в структуре управления завода.

Просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» вышеуказанные периоды и признать за ней право на данную пенсию.

Представитель ответчика Побединская Е.С., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, суду показала:

Серебрякова Н.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу положений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П оценка пенсионных прав Серебряковой Н.А. осуществлена по двум различным вариантам:

- с применением норм законодательства и соответствующих Списков должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, к периодам до 01.11.1999 г. (Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463), с 01.11.1999 года до 12.11.2002 г. (Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999) и с 12.11.2002 г. (Постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002) с периодичностью утверждения данных нормативных актов;

- с применением норм действующего пенсионного законодательства (Постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г.) ко всем периодам деятельности заявителя на день обращения.

При проведении оценки пенсионных прав Серебряковой Н.А. специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии недостаточно. Стаж, принятый к зачету в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 составляет ** лет ** месяц ** дней.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обоснованно не зачтены следующие периоды:

- в качестве медсестры санатория-профилактория профкома. Данный период не зачтен в специальный трудовой стаж, так как наименование структурного подразделения не соответствует «Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781. Из обзорной справки по подразделениям завода, занимающихся медицинской деятельностью следует, что в структуру завода входили подразделения, занимающиеся медицинской деятельностью. В разное время изменялась структура предприятия и наименование этих подразделений. К этим подразделениям в данной обзорной справке относится и санаторий - профилакторий. Документов о том, что данный санаторий – профилакторий существовал как самостоятельная организация, в Пенсионный фонд представлено не было. Не представлено доказательств о соответствующем профиле профилактория, поскольку право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, согласно Списку, признается за медицинскими работниками, осуществляющими деятельность в профилакториях: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Не имеется основания для зачета в стаж период работы в качестве медсестры стоматологического кабинета лечебно-оздоровительного комплекса. Списками от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрено такого структурного подразделения как лечебно-оздоровительный комплекс КЗТС, на этом основании спорный период не подлежит зачету в льготный стаж.

Обоснованно не принят к зачету период работы в качестве медсестры стоматологического кабинета санатория-профилактория. Данный период не подлежит зачету в специальный трудовой стаж, так как наименование структурного подразделения не соответствует «Списку учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781. Из справки следует, что истица работала в качестве медсестры стоматологического кабинета санатория – профилактория. Санаторий – профилакторий согласно обзорной справке является структурным подразделением завода. Такого структурного подразделения как завод Списками от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрено.

С исковыми требованиями Серебряковой Н. А. о зачете периода работы в льготном исчислении ответчик не согласен.

Не имеется оснований для исчисления данного периода в льготном порядке, предусмотренном п. 2 постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». При оценке пенсионных прав истца, специальный трудовой стаж, должен быть исчислен в соответствии с Постановлением № 781 от 29.10.2002 г.

Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев по Постановлению № 781 от 29.10.2002 г. предусматривает наименование структурного учреждения – хирургическое. Однако в наименованиях должностей указаны оперирующие врачи – специалисты всех наименований, в том числе - оперирующие врачи – заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Из трудовой книжки истца и уточняющей справки не подтверждается факт работы Серебряковой Н.А. в стационаре. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусматриваются операционные медицинские сестры и медицинские сестры перевязочных, тогда как в справке ЦГБ указано, что Серебрякова Н.А. участия в операциях не принимала, подтверждения работы в качестве операционной медицинской сестры или медицинской сестры в перевязочных в пенсионный фонд не представлено.

На момент обращения за вышеуказанной пенсией необходимый 30-летний специальный стаж отсутствовал, в связи, с чем отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

Установлено:

Серебрякова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от 30.11.2010 № 643 в назначении данной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального стажа. Принятый к зачету стаж составил ** лет ** месяц ** дней.

В специальный стаж истца не приняты периоды работы:

- в качестве медицинской сестры хирургического отделения Медсанчасти комбината в льготном исчислении;

- в качестве медсестры санатория-профилактория профкома завода;

- в качестве медсестры стоматологического кабинета лечебно-оздоровительного комплекса завода;

- в качестве медсестры стоматологического кабинета санатория-профилактория завода.

Доводы, послужившие основанием для отказа в назначении трудовой пенсии по старости, изложены выше в объяснениях сторон.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1)

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно ранее действовавшей ст. 81 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. « О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах»

Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введен в действие с 01.01.2002 г.) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (в редакции от 30.06.2009 года).

Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27).

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г., некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели.

Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Постановление от 29.10.2002 г. № 781).

Данный Список в графе «Наименование учреждений», в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривают санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

Таким образом, работа истца, осуществляемая до 01.11.1999 г., подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Обоснован довод истца включении в специальный стаж периода работы в качестве медицинской сестры хирургического отделения Медсанчасти комбината в льготном исчислении.

В силу п. 2 Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, исчисление выслуги производится по следующему правилу: один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев.

Согласно справке № 90 от 13.11.2010 истец работала медицинской сестрой хирургического отделения. Данное отделение функционировало в условиях стационара. Принадлежность должности медицинской сестры к среднему медицинскому персоналу, представителем ответчика не оспорено.

В силу вышеуказанных норм закона суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований Серебряковой Н.А. о включении в специальный стаж периода работы в качестве медсестры санатория-профилактория.

В соответствии с обзорной справкой санаторий-профилакторий был пущен в эксплуатацию и существовал как самостоятельная организация. Санаторий-профилакторий вошел в структуру завода. В штатное расписание санатория-профилактория входил только медицинский персонал.

Основным документом, определявшим организацию работы санаториев-профилакториев, являлось Типовое положение о санаториях-профилакториях профессиональных союзов, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 28.05.1971 г. На основании типового положения санаторий-профилакторий есть учреждение санаторного типа, предназначенное для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих предприятий, в основном без отрыва от их трудовой деятельности (п. 1), при «оптимальном использовании природных и искусственных физических факторов, лечебной физкультуры, рационального и диетического питания и соответствующем режиме в них обеспечивался высокий лечебно-восстановительный и профилактический эффект». В санатории-профилактории устанавливался срок лечения (24 календарных дня), в работе санатория-профилактория обеспечивалась преемственность в лечении в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения, анализ эффективности лечения проводился главным врачом (п.20), составлялся медицинский отчет о работе.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в стаж периода работы истца в качестве медсестры стоматологического кабинета лечебно-оздоровительного комплекса завода.

Досрочная трудовая пенсия по старости, назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.

Как следует из материалов дела лечебно-оздоровительный комплекс учреждением здравоохранения не является.

Данное учреждение отсутствует в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395, и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 года N 464.

Оснований для включения в специальный стаж периода работы в качестве медсестры стоматологического кабинета санатория-профилактория, суд не усматривает, поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию на пенсию за выслугу лет в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» от 29.10.2002 г. № 781. Суду не представлено доказательств о специальном профиле санатория-профилактория (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические), что непосредственно является основанием для назначения льготной пенсии. Положение о санатории-профилактории данные обстоятельства не подтверждает.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характера работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, нов во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (часть трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

На момент обращения за пенсией в Пенсионный фонд, рассмотрения настоящего спора, требуемый законом специальный стаж (30 лет) у истца, отсутствует, а потому требование о признании за ней права на назначение трудовой пенсии по старости удовлетворено быть не может.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серебряковой Н.А. удовлетворить частично.

Включить Серебряковой Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно периоды работы:

- в качестве медицинской сестры хирургического отделения Медсанчасти комбината в льготном исчислении;

- в качестве медсестры санатория-профилактория.

В удовлетворении остальной части исковых требований Серебряковой Н.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья Т.Л. Редозубова