Решение по иску о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок



Дело №2-238/2011

Решение изготовлено

в окончательной форме

27 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года город Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Альшевской Е.В.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселова В.В. к Администрации городского округа о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Новоселов В.В. обратился в Кировградский городской суд с иском к Администрации городского округа о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, имеющий адресный ориентир: Свердловская область, г.Верхний Тагил, указав в обоснование заявленного требования следующее:

Приобрел у А.В.В. в личную собственность домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: г.Верхний Тагил. Использовал этот участок и дом для проживания, ведения личного хозяйства. Произошел пожар, в результате которого были уничтожены все строения, однако он продолжал пользоваться участком, вел подсобное хозяйство. В соответствии с земельным законодательством решил приватизировать земельный участок, но это было невозможно, так как не представлен документ, подтверждающий право пользования земельным участком. При покупке домовладения Агапов никаких документов на земельный участок не передавал. Просит признать за ним право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

В судебное заседание истец Новоселов В.В. не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель истца Новоселова В.В., действующая на основании доверенности, заявленное требование поддержала.

Представитель ответчика Администрации городского округа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Возражений против удовлетворения требования истца ответчиком не представлено.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В силу п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 г., при переходе в законном порядке от одних лиц к другим арендных прав на муниципализированные строения или права собственности на строения частновладельческие все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, переходят к новым арендаторам или владельцам.

В силу ст.33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. (утратил силу с 15 марта 1990 г. в связи с изданием Постановления Верховного Совета СССР от 28 февраля 1990 г. № 1252-1 и введением в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле) на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.

В соответствии со ст.87 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. (утратил силу в связи с принятием постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. №1103/1-1 и введением в действие Земельного кодекса РСФСР 1991 г.) на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.

В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (утратил силу с принятием Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с п.3 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Таким образом, законодателем на протяжении длительного времени поддерживается положение, согласно которому право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения следует судьбе строения и переходило к новому собственнику строения в силу закона. Принятия какого-либо дополнительного решения, подтверждающего данный переход, не требуется.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной по делу о проверке конституционности ч.2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.Б. Близинской (п.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 года № 16-П), неоформление прежними владельцами земельного участка своих прав на него, не свидетельствует об отсутствии прав на участок. Исключается какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

В судебном заседании установлено следующее:

Согласно договору купли-продажи, удостоверенному государственным нотариусом нотариальной конторы, Л.Ю.П. приобрел у Т.М.А. домовладение, состоящее из жилого деревянного одноэтажного дома и хозяйственных построек, находящееся в пос.Верхний Тагил на земельном участке. Последнему домовладение принадлежало на праве личной собственности, согласно справки земельно-планировочного управления.

Как следует из пояснений истца и материалов дела (домовой книги), Л.Ю.П. и другие граждане были зарегистрированы в указанном домовладении, однако каких-либо документов, подтверждающих переход к ним права собственности на дом и земельный участок, не сохранилось.

Предпоследним собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Верхний Тагил, на основании договора купли, удостоверенного горсоветом, являлся А.В.В., который продал вышеуказанное домовладение со служебными и надворными постройками, расположенное на земельном участке, истцу Новоселову В.В., что подтверждается договором купли-продажи.

В результате пожара, вышеуказанный жилой дом, принадлежащий Новоселову В.В. уничтожен, что следует из справки ОГПН.

В соответствии с п.9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право на переоформление титула возникает в случае, если земельный участок был первоначально отведен на праве постоянного ( бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Для применения указанной нормы закона необходимо установить факт первичного отвода земельного участка.

Документы о первичном отводе земельного участка под строительство указанного домовладения истец не смог предоставить суду, несмотря на то, что принимал меры к их поиску.

Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, сведения о собственнике недвижимого имущества (жилого дома и земельного участка) расположенного по адресу: Свердловская область, г.Верхний Тагил, не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав, ограничений (обременений), заявленных в судебном порядке правах требования, правопритязаний на этот объект отсутствуют.

Сведения о предоставлении земельного участка под строительство домовладения по адресу: г.Верхний Тагил, в архиве БТИ также отсутствуют.

Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете, согласно кадастровому паспорту права на участок не оформлены, землепользователь не установлен.

Согласно Инструкции Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР от 25 декабря 1945 года объектом регистрации являлось домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади, независимо от числа совладельцев этого строения. Таким образом, объектом регистрации являлись одновременно домовладение и земельный участок. Надлежащая регистрация жилого дома означала, что данное строение не является самовольным, легально введено в гражданский оборот, и, следовательно предполагала правомерное пользование земельным участком.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством пользование земельным участком, на котором допускалось строительство жилого дома и иных построек, осуществлялось либо на праве трудового пользования (ст.ст. 11, 12, 24, Земельного кодекса РСФСР 1922 года), либо на праве застройки (ст.71 Гражданского кодекса РСФСР – городские участки под застройку предоставляются по договору о праве застройки на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений).

Поскольку законодательство данного периода не предусматривало иных титулов владения землей, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, кроме как на указанных титулах, а с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР 1948 года право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования, право трудового пользования и так предполагалось бессрочным, то следует признать, что пользование земельным участком, на котором расположен надлежаще зарегистрированный индивидуальный жилой дом, не могло осуществляться иначе, чем на праве бессрочного пользования.

В судебном заседании с достоверностью установлено легальное введение строения, расположенного на земельном участке по адресу: г. Верхний Тагил. На основании вышеуказанных норм ранее действовавшего законодательства суд считает возможным признать за истцом право постоянного бессрочного пользования на земельный участок.

Факт разрушения недвижимого имущества (домовладения) правового значения не имеет в связи с тем, что разрушение жилого дома имело место уже после перехода права пользования земельным участком к Новоселову В.В., и данное обстоятельство никем не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявленное истцом требование.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новоселова В.В. к Администрации городского округа о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок удовлетворить.

Признать за Новоселовым В.В. право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, имеющим адресный ориентир: Свердловская область, г.Верхний Тагил.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке.

Судья: Е.В. Альшевская