Дело № 2-328 Мотивированное решение составлено 10 июня 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011 года город Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х. с участием заместителя прокурора г.Кировграда Бондарчука В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ«Висимский государственный природный биосферный заповедник» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» об обеспечении норм наличия пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта, связи в соответствии с Положением «О пожарно-химических станциях», утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167, о понуждении к созданию резерва горюче-смазочных материалов, указав в обоснование заявленного требования следующее: Прокуратурой г.Кировграда в ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. В ходе данной проверки установлено, что фактическое наличие средств пожаротушения и комплектность станции не соответствуют нормам для ПХС -2, предусмотренным Положением о пожарно – химических станциях: в наличии напорный пожарный рукав длиной 200 метров (при нормативе 600 метров), отсутствуют резиновые емкости для воды (при нормативе 2 шт.), отсутствует бульдозер (при нормативе 1); отсутствует колесный трактор (при нормативе 1), отсутствует плуг тракторный (при нормативе 2); отсутствует трейлер с тягачом (при нормативе 1), в наличии РЛО в количестве 7 штук (при нормативе 20), отсутствует 9 радиостанций, отсутствует зажигательный аппарат (при нормативе 4), недостаточное количество ручных инструментов (лопаты, пожарные топоры, пожарные грабли, пожарные ведра, пила поперечная), отсутствуют: прибор для измерения пожарной опасности погоды (при нормативе 1); индивидуальные перевязочные пакеты, спецодежда и спецобувь, респираторы защитные очки, маски газодымозащитные, спальники, палатки. Кроме того, в нарушение вышеуказанных положений законодательства в ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» не создан запас горюче – смазочных материалов. Согласно п.17 Положения о ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории государственного природного заповедника, работники которой входят в штат заповедника. ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» не обеспечен противопожарной техникой, инвентарем, не располагает запасом горюче – смазочных материалов, которые необходимы для своевременной ликвидации лесных пожаров. В 2010 г. на территории ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» произошло 2 лесных пожара, общая площадь пожаров составила 1852 га., что подтверждается справкой. Определить количество граждан, которые могут пострадать в результате лесных пожаров на территории ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» невозможно, следовательно, нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, жизнь и здоровье. В судебном заседании заместитель прокурора Бондарчук В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика, действующий на основании Устава, исковые требования не признал, суду показал: Заповедник выполняет большую часть норм наличия пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта, утвержденных Положением о ПХС, которые являются для ответчика рекомендательными нормами. На деятельность Висимского заповедника нормы Положения о ПХС не распространяют свое обязательное действие, поскольку Висимский заповедник обязан соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов РФ, в ведомстве которого находится Висимский заповедник и содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»). Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 №549 в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, содержащие нормы, значения которых (количество и виды средств) различны в зависимости от видов использования лесов. Единственными нормами, соответствующими для деятельности заповедника являются нормы наличия средств пожаротушения при использовании лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности. Все нормы наличия средств пожаротушения, установленные частью 7 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом. Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему: В соответствии с частью первой статьи 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичное положение закреплено в подпункте "б" пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417. Согласно подпункту "в" пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Согласно Положению о Федеральном государственном учреждении «Висимский государственный природный биосферный заповедник» на заповедник возлагаются задачи осуществления охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. Одним из видов деятельности учреждения является деятельность, направленная сохранение в естественном состоянии природных комплексов и компонентов в результате антропогенного воздействия, предотвращение опасных природных явлений, угрожающих жизни людей и населенным пунктам, поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов. Из материалов дела- справки о результатах проверки, проведенной прокуратурой г.Кировграда совместно с заместителем начальника отдела анализа и контроля использования лесов Департамента лесного хозяйства по Уральской федеральному округу следует, что в заповеднике фактическое наличие средств пожаротушения и комплектность станции не соответствуют нормам для ПХС -2, предусмотренным Положением о пожарно – химических станциях: в наличии напорный пожарный рукав длиной 200 метров (при нормативе 600 метров), отсутствуют резиновые емкости для воды (при нормативе 2 шт.), отсутствует бульдозер (при нормативе 1); отсутствует колесный трактор (при нормативе 1), отсутствует плуг тракторный (при нормативе 2); отсутствует трейлер с тягачом (при нормативе 1), в наличии РЛО в количестве 7 штук (при нормативе 20), отсутствует 9 радиостанций, отсутствует зажигательный аппарат (при нормативе 4), недостаточное количество ручных инструментов (лопаты, пожарные топоры, пожарные грабли, пожарные ведра, пила поперечная), отсутствуют: прибор для измерения пожарной опасности погоды (при нормативе 1); индивидуальные перевязочные пакеты, спецодежда и спецобувь, респираторы защитные очки, маски газодымозащитные, спальники, палатки. Кроме того, в нарушение вышеуказанных положений законодательства в ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» не создан запас горюче – смазочных материалов. Суд полагает, что выявленные факты являются нарушением требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, нарушают права и законные интересы неограниченного числа граждан. Довод ответчика о том, что примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, носит рекомендательный характер, рассмотрен судом и подлежит отклонению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 раздела IV Положения о ПХС пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Положению. Положение о ПХС утверждено Федеральной службой лесного хозяйства России приказом N 167 от 19.12.1997 во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров. В соответствии с Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 N 808 (в редакции, действующей на момент издания Положения о ПХС) Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Таким образом, Положение о ПХС и приложения к нему приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Буквальное толкование пункта 1 раздела IV Положения о ПХС свидетельствует о том, что обозначение законодателем Перечня в качестве примерного связано с зависимостью определенного вида и количества пожарной техники, оборудования, закрепляемых за ПХС, от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, но не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность для государственных природных заповедников. В соответствии с п.1 Положения о ПХС пожарно - химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Данные нормы согласуются с п.17 Положения о заповеднике. Также к ответчику применимы нормы оснащения средств пожаротушения для ПХС 2. В соответствии с Положением о ПХС ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. Из материалов дела следует, что в 2009 году на территории заповедника зафиксирован 1 лесной пожар, общая площадь которого составила 150 га. В 2010 возникло 2 лесных пожара: пожар №1 по площади составил 1827 га, пожар №2- 25 га. Таким образом, леса, расположенные в границах заповедника, имеют высокую природную пожарную опасность. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и свидетельствуют о применении к ответчику норм оснащения для ПХС 2. Обязанность по созданию резерва горюче-смазочных материалов прямо предусмотрена законодательством- пунктом 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункте "б" пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, данные правовые акты обязательны для ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» удовлетворить. На ФГУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» возложить обязанность – обеспечить в учреждении нормы наличия пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта, связи в соответствии с Положением «О пожарно-химических станциях», утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167, создать резерв горюче-смазочных материалов. На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Судья: Т.Л.Редозубова