Дело № 2-322/11 Мотивированное решение составлено 03 июня 2011 года Именем Российской Федерации 30 мая 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х., с участием адвоката Арипова Е. Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буториной Л.И. к ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду о взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и индексации сумм, УСТАНОВИЛ: Буторина Л.И. обратилась в суд с иском к ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду о взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и индексации сумм. С учетом уточнения исковых требований истец просила взыскать с ответчика единовременно задолженность за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2010 г. в сумме *** рублей. Также просила обязать ответчика выплачивать с 01.01.2010 г. ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере *** рублей с последующей индексацией в соответствии с законодательством. Представитель истца Загитова Р.Х., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, в обоснование которых указала: Буторина Л.И. принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне № 1 в качестве повара с августа1986 г. по сентябрь 1986 г. в связи с чем, ее здоровью причинен вред, связанный с выполнением трудовых обязанностей. С июня 1994 г. признана инвалидом второй группы, процент утраты трудоспособности 100%, бессрочно, причина инвалидности - увечье получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС. Решением от июня 1996 г. Буториной Л. И. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, сумма которого была рассчитана из семикратного минимального размера платы труда, истца не поставили в известность о способе расчета данной компенсации. Полагала необходимым применить коэффициент 6, предусмотренный Правилами возмещения вреда для случаев увечья, полученных до 01.01.1991 г осовременить заработок (с учетом 100% утраты трудоспособности) по коэффициентам роста минимального размера оплаты труда: 1, 8; 1, 9; 1, 4; 1,69; 1, 27; 1, 26; 1,05; 1,05; 1,045; 1, 2; 1, 1 х 0, 001, далее – с 01.07.2000 и с 01.01.2001 проиндексировать на индексы увеличения МРОТ (1,581 и 1,515 - соответственно), далее – на индексы увеличения прожиточного минимума за период с 01.01.2002 по 01.01.2003 (1,39588 и 1,64448 - соответственно), после чего на индексы инфляции, установленные законами о федеральных бюджетах на каждый год за период с (1,1, 1,11, 1,09, 1,08, 1, 105, 1, 13, 1,1; 1,065. Просит взыскать с ответчика единовременно задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 01.01.2010 г. в сумме *** рублей, обязать ответчика выплачивать с 01.01.2011 г.. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере *** рублей. Адвокат Арипов Е. Н. поддержал доводы истца. Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, исковые требования Буториной Л.И. не признала, суду показала: В период с августа 1986 г. по сентябрь 1986 г. истец работала в ОРСе Чернобыльской АЭС в обслуживании работников, занятых в работах по ликвидации последствий аварии. В июне 1994г. истцу была установлена II группа инвалидности с причиной инвалидности - заболевание, полученное при ликвидации аварии на ЧАЭС и установлен процент утраты трудоспособности -100 %. Буторина Л.И. кроме пенсии по инвалидности, которая исчислялась в размере фактического заработка, с июня 1996 получала выплаты в возмещение вреда в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности в соответствии со ст.14 п.25 Закона РФ от 18.06.1992 года № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании данной нормы закона, гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий на ЧАЭС гарантируется выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанных с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Положение ст.14 п.25 Закона РФ от 18.06.1992 года № 3061-1, в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 года № 179 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являлось отсылочным и регламентировало распространение Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, и на возникшие правоотношения, связанные с возмещением вреда гражданам, получившим увечье в связи с катастрофой на ЧАЭС (Утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 г № 4214-1, в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г № 180-ФЗ). Данными Правилами и Федеральным законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, отменяющий действие Правил и вступившим в действие с 06.01.2000 года, закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднемесячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате, либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. До 15.02.2001 года средний заработок инвалида мог подсчитываться путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее 12 месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (пункт 3 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, части 1 и 2 статьи 15 Правил). В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Правил в тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка, который определялся следующим образом: заработок за все проработанное время делился на число проработанных дней, и полученная сумма умножалась на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При невозможности получения документов о фактическом заработке сумма возмещения вреда исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли для данной профессии и сходных условии труда ко времени обращения за возмещение вреда. При исчислении сумм возмещения вреда истцу, подсчитывался средний заработок за период с июня 1993 г. по май 1994 г. (за 12 месяцев до установления инвалидности). При расчете средний заработок Буториной Л. И. составил менее 7 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством. Сумма в возмещение вреда Буториной Л.И. выплачивалась в соответствии с п. 25 ст.14 Закона РФ от 18.06.1992 года № 3061-1, в редакции федерального закона от 24.11.1995 года № 179 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истцом неверно произведен расчет сумм в возмещение вреда по следующим основаниям. При индексации заработка истцом неверно применены коэффициенты роста величины прожиточного минимума. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Верховный Суд РФ (Определение от 14 ноября 2008 года № 41-В08-37, от 15 января 2009 г. № 18В08-66 ) признал неправильным механизм расчета индекса изменения прожиточного минимума, подлежащий применению с января 2002 года, который применяют суды, поскольку указанный индекс определен путем деления абсолютной величины изменения прожиточного минимума за 2001 год на абсолютную величину изменения прожиточного минимума за 2000 год. Кроме того, Верховный суд указал судам, на то, что при расчете индекса изменения прожиточного минимума, начиная с января 2002 года, необходимо вычислять абсолютные величины изменения прожиточного минимума за 2001 и 2002 годы (среднегодовые величины прожиточного минимума) путем деления абсолютной величины изменения прожиточного минимума за 2002 год на абсолютную величину изменения прожиточного минимума за 2001 год, получив, таким образом, индекс изменения прожиточного минимума в 2002 году по сравнению с 2001 годом, что реально отражает рост величины прожиточного минимума. Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с 1 января 2003 года и с 1 января 2004 года. Таким образом, индекс, подлежащий применению с 01.01.2002 года рассчитывается как соотношение среднего прожиточного минимума за 2002 год, установленный Правительством Свердловской области (Постановления Правительства Свердловской области от 15.04.2002 г. № 231-ПП, от 15.07.2002 г. № 704-ПП, от 25.10.2002 г. № 1301-ПП, от 22.01.2003 г. № 31- ПП) и среднего прожиточного минимума за 2001 года (Постановления Правительства Свердловской области от 22.01.2001 г. № 50-ПП, от 26.04.2001 г. № 287-ПП, от 24.07.2001 г. № 511-ПП, от 01.02.2002 г. № 69-ПП-ПП) и будет составлять 1,512 Индекс, подлежащий применению с 01.01.2003 года, рассчитывается как соотношение среднего прожиточного минимума за 2003 год, установленный Правительством Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2003 № 238-ПП, от 21.07.2003 г. № 441-ПП, от 17.10.2003 г. №635-ПП, от 27.01.2004 г. № 43-ПП) и среднего прожиточного минимума за 2002 года и будет составлять 1,092. Вступивший в силу с 15.02.2001 г. Федеральный закон № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», установил твердые размеры компенсации в возмещение вреда в зависимости от группы инвалидности. В соответствии с вышеназванным законом размер ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда истцу был установлен в твердой сумме. С 19.06.2002г компенсация сумм в возмещение вреда произведена истцу в соответствии с действующим законодательством на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005г. N 292, от 25 апреля 2006г. N 246, от 25 мая 2005г. № 326, от 24 марта 2006г. № 163, от 03 марта 2007г. № 143, от 21 марта 2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914, от 17.03.2008г. № 181,от 24.12.2008 г. № 992, от 07.07.2009 № 545, от 21.12.2010г. № 1079. УСЗН, являясь органом исполнительной власти Свердловской области, осуществляет работу по определению права граждан на различные виды социальных пособий, компенсационные выплаты, и исполняет законодательство по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, и в тех размерах и порядке, которые установлены действующим законодательством. Задержек по выплате сумм в возмещение вреда в указанный истцом период не было. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве указал, что указал, что правовых оснований для привлечения Министерства в качестве 3 лица не имеется. Заслушав истца, его представителей, представителя ответчика, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему. В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, действовавшей до 15.02.2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона гарантируется возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. Согласно статье 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим до вступления в силу настоящего федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты, установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, Федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные денежные компенсационные выплаты, но не вправе снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2000 года № 35 (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 года № 7, от 11.05.2007 года № 23) установлено, что, разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15.02.2001 года, необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.1995 года № 180-ФЗ). В соответствии со ст. 14 указанных Правил среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. С 06.01.2000 года вышеназванные Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17.07.1999 года № 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ начиная с 06.01.2000 года подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья. В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ и в статье 14 правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавшей наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы повлекшей такое заболевание. Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 24.11.1995 года (в редакции от 18.07.2006 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Буторина Л.И. принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне № 1 в качестве повара с августа 1986 г. по сентябрь 1986 г. в связи с чем, ее здоровью причинен вред, связанный с выполнением трудовых обязанностей. С 08.06.1994 г. признана инвалидом второй группы, процент утраты трудоспособности 100%, бессрочно, причина инвалидности - увечье получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС. Решением от июня 1996 г. Буториной Л.И. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, сумма которого была рассчитана из семикратного минимального размера платы труда. С марта 2001 г. возмещение вреда здоровью выплачивалось в твердой денежной сумме. С июня 2002 г. компенсация сумм в возмещение вреда произведена истцу в соответствии с действующим законодательством на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005г. N 292, от 25 апреля 2006г. N 246, от 25 мая 2005г. № 326, от 24 марта 2006г. № 163,от 03 марта 2007г. № 143, от 21 марта 2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914, от 17.03.2008г. № 181,от 24.12.2008 г. № 992, от 07.07.2009 № 545, от 21.12.2010г. № 1079. В силу вышеуказанных норм закона суд считает, что требования Буториной Л И.об исчислении суммы возмещения вреда за период с июня 1993 года по май 1994 г. (за 12 месяцев до установления инвалидности) подлежат удовлетворению. Вышеуказанное право прямо предусмотрено законом и улучшает положение потерпевшего. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установлены коэффициенты увеличения заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда: если заработок определен в 1971 году и ранее –в 11,2 раза, в 1972 году – в 10,9 раза, в 1973 году – 10,6 раза, в 1974 году – в 10,3 раза, в 1975 году – в 10,0 раза, в 1976 году – в 9,7 раза, в 1977 году – в 9,4 раза, в 1978 году – в 9,1 раза, в 1979 году – в 8,8 раза, в 1980 году – в 8,5 раза, в 1981 году – в 8,2 раза, в 1982 году в 7,9 раза, в 1983 году - в 7,6 раза, в 1984 году- в 7,3 раза, в 1985 году – в 7,0 раза, в 1986 году – в 6,7 раза, в 1987 году – в 6,4 раза, в 1988 году –в 6,1 раза, в 1989 году – в 5,8 раза, в 1990 году – в 5,5 раза, в 1991 году – в 4,3 раза. Статьей 29 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4212-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (в редакции Федерального закона от 24.1.1995 года № 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью. Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 01.01.1991 года либо в периоде с 01.01.1991 года до 31.01.1993 год, суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в 6 раз либо в 3 раза независимо от времени предъявления иска. Для определения размера среднего месячного заработка за период с июня 1993 года по май 1994 года необходимо суммировать заработную плату и разделить на 12 месяцев. Расчет среднемесячной заработной платы ответчиком не оспорен, подтверждается и сведениями личного дела Буториной Л. И., которое ведет ответчик. Затем необходимо осовременить среднемесячный заработок (с учетом 100% утраты трудоспособности) по коэффициентам роста минимального размера оплаты труда. Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ и от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ. Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). За период с 19 июня 2002 года до 29 мая 2004 года (момента вступления в законную силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») образуется «сравнительный период», в котором для индексации судам нужно исчислить индексы роста прожиточного минимума в субъекте, сравнить их с индексами инфляции, выбрать наиболее благоприятные для истца. Такие действия нужно произвести помимо 2002-2003 годов обязательно и в 2004 году. Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002год, «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» установлены коэффициенты соответственно 1,12, 1,12 и 1,1. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что индекс роста прожиточного минимума в Свердловской области с 01 января 2002 года - 1,396, индекс роста прожиточного минимума с 01 января 2003 года - 1,644, индекс роста прожиточного минимума с 01 января 2004 года - 1, 092. Индекс инфляции на 2002 год - 1,12, индекс инфляции на 2003 год - 1,12, индекс инфляции на 2004 год-1,1. Таким образом, для истца следует применять за 2002 год и 2003 год индекс роста прожиточного минимума, за 2004 год - индекс инфляции, как более выгодный. При дальнейшей индексации применяются строго индексы инфляции- 2005 г.-1,11; 2006 г.- 1,09; 2007 г.-1,08; 2008 г.-1,105; 2009 г. - 1,13, 2010 г. - 1, 1; 2011 г. - 1, 065. Расчет ежемесячной компенсации о возмещении вреда с применением индексации подлежащих выплате сумм с июля 2000 года по декабрь 2010 года составит *** рублей. Сумма задолженности ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью за период с июля 2000 года по декабрь 2010 года согласно выплаченным суммам *** рублей. Общая сумма задолженности за период с июля 2000 года по декабрь 2010 года составляет *** рублей. Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Буториной Л.И. удовлетворить. Взыскать в пользу Буториной Л.И. с ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду за счет средств федерального бюджета единовременно индексацию ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме *** рублей за период с июля 2000 года по декабрь 2010 года. Обязать ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Кировграду за счет средств федерального бюджета назначить и ежемесячно выплачивать Буториной Л.И., начиная с 01.01.2011 г. возмещение вреда здоровью в сумме *** рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья: Т.Л. Редозубова