Дело № 2- 372/11 Мотивированное решение составлено 21 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года г. Кировград Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Редозубовой Т.Л., при секретаре Филипповой Е.Х., с участием ст. помощника прокурора г. Кировграда Бондарчук О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Администрации Кировградского городского округа пос. Нейво-Рудянка, Администрации Кировградского городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Кировграда обратился в Кировградский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Администрации Кировградского городского округа пос. Нейво-Рудянка, Администрации Кировградского городского округа Верхний Тагил о понуждении к совершению действий. В обоснование искового заявления указано следующее: Прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. По результатам проверки установлено, что 30.03.2011 г. отделением надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил проведена проверка в отношении территориального управления Администрации Кировградского городского округа пос. Нейво-Рудянка. По результатам проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований норм и правил пожарной безопасности: 1) не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки поселка до лесных массивов не менее 50 метров, что является нарушением ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; к естественным и искусственным водоисточникам отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что не соответствует п.п. 11, 94 Правил пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Обеспечение пожарной безопасности и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, должно возлагаться на Администрацию Кировградского городского округа. Отсутствие в бюджете средств не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просил обязать территориальное управление администрации Кировградского городского округа поселок Нейво-Рудянка обеспечить противопожарные расстояния от границ застройки поселка до лесных массивов не менее 50 метров; установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам. Кроме того, просил обязать Администрацию Кировградского городского округа выделить бюджетные средства в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в пос. Нейво-Рудянка. В судебном заседании прокурор Бондарчук О. В. отказалась от исковых требований к Администрации Кировградского городского округа о выделении бюджетных средств в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в пос. Нейво-Рудянка. В связи с отказом прокурора от исковых требований, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено, о чем вынесено определение. Одновременно прокурором уточнены исковые требования, изложенные в п. 1 просительной части искового заявления, он просил в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и др.) (Правила пожарной безопасности 01-03, п.112,п.11, СНиП 2-07-89* п.2.12.прил.1, п.5*), в остальной части исковые требования поддержала. В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, суду показал: Нет необходимости оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Исковые требования не соответствуют требованиям СНиП 2.07.01-89*. Согласно п. 4 Приложения № 1 «Противопожарные требования» к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами. Данный СНиП не содержит указаний на размер площадки и материал, из которого она должна быть обустроена. В п. Нейво-Рудянка имеются места для забора воды пожарными машинами. Кроме того, в поселке имеются действующие проверенные пожарные гидранты в количестве 22 единиц (дополнительные источники забора воды для тушения пожаров) 13.05.2008 г., 25.03. 2001 г. им было направлено письмо начальнику 13 отряда ГУ МЧС России по Свердловской области с просьбой согласовать обустройство мест для забора воды из естественных и искусственных водоемов. Ответа на данные письма не поступили. Согласно акту осмотра площадок для забора воды пожарными машинами от 21.04.2011 г., подписанного начальником 262 ПЧ 13 ОФПС, можно признать пригодными для забора воды пожарными машинами перечисленные в акте площадки в количестве 8 штук. Требование разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в местах примыкания лесных массивов к границам застройки, удовлетворению не подлежит Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности 01-03 на органы местного самоуправления возлагается обязанность разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня, только для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах. Поселок Нейво-Рудянка в лесном массиве не расположен. Несмотря на данное обстоятельство, в поселке выполнен ряд мероприятий, способствующих снижению риска возгарания в поселке (выполняется опашка) Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации-ППБ-01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313). Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 63 данного закона в обязанности ответчика среди прочих первичных мер пожарной безопасности входит разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территориального управления и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, является вопросом местного значения поселения (п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), На основании ст. ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Согласно 112 Правил пожарной безопасности 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Судом установлено, что у ответчика отсутствует план приведения территории в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Довод ответчика том, что на территорию поселка Нейво-Рудянка вышеуказанный пункт Правил не распространяется, основан на неправильном толковании норм закона. Как установлено в судебном заседании ответчика сам принимал меры к выполнению данных мероприятий, обращался к главе Администрации КГО с просьбой о выделении денежных средств. На основании изложенного исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению. Оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по установке подъездов площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам, суд не находит. Данные требования прокурора не конкретизированы как при подаче иска, так и в ходе судебного разбирательства. Не указано, какие именно объекты, прокурор просит привести в соответствие с требованиями и нормами пожарной безопасности. При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с актом от 21.04.2011 г. начальником 262 ПЧ 13 ОФПС Игнатьевым А. А. 8 площадок (из10) признано пригодными для забора воды пожарными машинами. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать Территориальное управление Администрации Кировградского городского округа пос. Нейво-Рудянка в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и др.) В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Кировграда отказать. На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения. Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья: