решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2- 373/11

Мотивированное решение составлено 23 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Редозубовой Т.Л.,

при секретаре Филипповой Е.Х.,

с участием ст. помощника прокурора г. Кировграда Бондарчук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Администрации Кировградского городского округа пос. Карпушиха, Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Кировграда обратился в Кировградский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Администрации Кировградского городского округа пос. Карпушиха, Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий.

В обоснование искового заявления указано следующее:

Прокуратурой г.Кировграда проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. 30.03.2011 г. отделением надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил проведена проверка территориального управления Администрации Кировградского городского округа пос. Карпушиха, в ходе проведения которой выявлены следующие нарушения обязательных требований норм и правил пожарной безопасности: 1) не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки поселка до лесных массивов не менее 50 метров (ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, ст.69); 2) в местах примыкания лесных массивов к границам застройки не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитной противопожарной полосы, посадка лиственных насаждений и др.) (ППБ 01-03,п.112,п.11, СНиП 2-07-89* п.2.12.прил.1,п.5*); 3) не произведена очистка от горючих отходов мусора, опавших листьев, сухой травы территории населенного пункта, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам (ППБ 01-03 п.21,ППБ 01-03,п.11); 4) отсутствие к естественным и искусственным водоисточникам подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94, ППБ 01-03 п.11) 5) отсутствие в районе частной застройки противопожарного водоснабжения (ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ ст. 68, ППБ 01-03 п.89, п. 3, СНиП 2.04.02-84* п.2.11 прил.1,п.1); 6) отсутствие прицепной пожарной мотопомпы для населенных пунктов Карпушиха, Тепловая для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п. 31).

В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Обеспечение пожарной безопасности и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, должно возлагаться на Администрацию Кировградского городского округа. Отсутствие в бюджете средств не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просил обязать территориальное управление администрации Кировградского городского округа поселок Карпушиха обеспечить противопожарные расстояния от границ застройки поселка до лесных массивов не менее 50 метров; в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удалить сухую растительность, устроить защитные противопожарные полосы, посадку лиственных насаждений и др.); организовать очистку от горючих отходов мусора, опавших листьев, сухой травы территории населенного пункта, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам; установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам; в районе частной застройки обеспечить противопожарное водоснабжение; приобрести для целей пожаротушения прицепную пожарную мотопомпу. Просила обязать Администрацию Кировградского городского округа выделить бюджетные средства в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в пос.Карпушиха.

В судебном заседании помощник прокурора Бондарчук О. В. отказалась от исковых требований в части организации очистки от горючих отходов мусора, опавших листьев, сухой травы на территории населенного пункта, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам, и приобретении для целей пожаротушения прицепной пожарной мотопомпы в связи с исполнением данных требований в добровольном порядке. В связи с отсутствием сведений о нахождении частной застройки отказалась от исковых требований в части обеспечения противопожарного водоснабжения в районе частной застройки. Одновременно прокурор отказалась от исковых требований к Администрации Кировградского городского округа о выделении бюджетных средств в установленном законом порядке на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в пос.Карпушиха. Отказ от иска основан на принципе добровольности, закону не противоречит, поэтому судом принят. Производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено определение.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просила обязать территориальное управление Администрации Кировградского городского округа поселок Карпушиха в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удалить сухую растительность, устроить защитные противопожарные полосы, посадку лиственных насаждений и др.); установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам.

Представитель Территориального управления Администрации Кировградского городского округа пос. Карпушиха с исковыми требованиями не согласилась, суду показала: согласно п.112 Правил пожарной безопасности 01-03 на органы местного самоуправления возлагается обязанность разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) только для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (пункт 112 ППБ 01-03). В соответствии с терминологическим словарем лесной массив – это целостная территория леса, включающая лесные и нелесные земли, имеющая естественные границы (реки, озера, холмы) или граничащая с другими угодьями и населенными пунктами. Поселок Карпушиха расположен не в лесном массиве (имеющем естественные границы). Поселок расположен вдоль искусственного сооружения (автодороги) и в месте бывших разработок, то есть в месте расположения искусственно созданных человеком сооружений. Таким образом, действие данного пункта не может распространяться на населенные пункты, находящиеся не в лесных массивах. Несмотря на это обстоятельство, был выполнен ряд мероприятий, способствующих снижению риска возгорания в поселке. 26.04.2011 г. направлен запрос в ООО «РЭО» по поводу оказания содействия в обустройстве минерализированных полос (работы в настоящее время проводятся с использованием техники данного предприятия, заключен соответствующий договор, снят слой почвы, выполняется опашка). Ответчик не согласен с исковыми требованиями о необходимости оборудования подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В соответствии с СНиП 2.07.01-89* (п. 4 Приложения №1) «Противопожарные требования» к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами. При этом СНиП не содержит указания на размер площадки и материал, из которого площадка должна быть обустроена. В поселке имеются дополнительные источники забора воды для тушения пожаров места для забора воды пожарными машинами, действующие и проверенные пожарные гидранты. Территориальное управление Администрации Кировградского городского округа поселок Карпушиха является структурным подразделением Администрации КГО, финансирование деятельности осуществляется из городского бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сметой Кировградского городского округа на 2011 г. утверждены бюджетные ассигнования на выполнение Плана мероприятий на гражданскую оборону, предупреждение черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарную безопасность. Данный план предусматривает бюджетные ассигнования на мероприятия в поселке Карпушиха только для установления противопожарной полосы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации-ППБ-01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313).

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 63 данного закона в обязанности ответчика среди прочих первичных мер пожарной безопасности входит разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территориального управления и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, является вопросом местного значения поселения (п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

На основании ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно 112 Правил пожарной безопасности 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Судом установлено, что у ответчика отсутствует план приведения территории в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Довод ответчика о том, что на территорию поселка Карпушиха вышеуказанный пункт Правил не распространяется, основан на неправильном толковании норм закона. Как установлено в судебном заседании ответчик сам принимал меры к выполнению данных мероприятий, обращался к главе Администрации КГО с просьбой о выделении денежных средств.

Суд считает, что исковые требования прокурора об установлении подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам, подлежат удовлетворению.

Факт отсутствия данных объектов на территории п. Карпушиха не оспаривается, подтверждается актом проверки надзорного органа, который ответчиком не оспорен.

В соответствии с п. 94 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации-ППБ-01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313) при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

К средствам противопожарного водоснабжения относятся естественные водоемы, оборудованные подъездам и пирсами (площадками) для установки забора воды пожарными автоцистернами, автонасосами и пожарными мотопомпами. Средства противопожарного водоснабжения должны иметь высокий уровень качества функционирования и должны быть в постоянной готовности.

В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам эксплуатации, проверки и испытания источников противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения для государственной противопожарной службы МЧС России по субъектам Российской Федерации Приволжско-Уральского региона площадка подъезда (пирса) должна быть расположена не выше 5 м от уровня горизонта низких вод (ГНВ) и выше горизонта высоких (ГНВ) не более чем на 0, 7 м и оборудована отводными лотками для всасывающих рукавов. Глубина воды с учетом промерзания в зимнне время должна быть не менее 1 м, в противном случае в месте забора устраивают котлован (приямок). Ширина настила площадки должна быть не менее 4, 505 м с уклоном в сторону берега и иметь прочное боковое ограждение высотой 0, 7-0, 8 м. На расстоянии 1, 5 м от продольного края площадки укладывается и укрепляется упорный брус сечением не менее 25х25 см. Для забора воды из открытых водоемов зимой следует устраивать прорубь размером не менее 0, 6 х 0, 6 м. Толщина вновь образованного льда в проруби не должна превышать 10 см.

По мнению суда, наличие в п. Карпушиха естественных или искусственных водоисточников, где могут размещаться пожарные автомобили для забора воды, само по себе не указывает о соблюдении требований противопожарной безопасности.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Администрации Кировградского городского округа пос. Карпушиха:

1. в местах примыкания лесных массивов к границам застройки разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (удаление сухой растительности, устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и др.);

2. установить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и заборы воды в любое время года к естественным и искусственным водоисточникам;

На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд через суд г. Кировграда в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: