Решение по иску о понуждении к совершению действий по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов



Дело № 2-400/2011

Решение изготовлено

в окончательной форме

04 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Альшевской Е.В.,

при секретаре Масловой Ю.В.,

с участием: помощника прокурора г. Кировграда Степановой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «КЗТС» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд с иском к ОАО «КЗТС» о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленного требования следующее:

Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с требованием Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. №246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников. Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» согласно которой, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Прокуратурой города Кировграда проведена проверка по факту неисполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Проведённой проверкой установлено, что ОАО « КЗТС» не выполняется установленная квота для приёма на работу инвалидов. Просит обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2 % среднесписочного количества работников предприятия.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Степанова К.М. заявленное требование поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Паньшина А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленное требование не признала, пояснив суду, что ответчику установлена квота для приема инвалидов - 2% от среднесписочной численности работников, что составляет 33 человека. По состоянию на *** года на ОАО « КЗТС» работает 28 инвалидов, то есть необходимо в счет квоты трудоустроить 6 инвалидов, а не 11, как указано в информации службы занятости. Ответчик не нарушает законодательство о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Только за 6 месяцев 2011 года было трудоустроено 3 инвалида. По состоянию на *** года на предприятии имеется 36 вакантных рабочих мест, из которых имеется возможность выделить места для трудоустройства инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями по трудоустройству, установленными в программе реабилитации инвалида. На ОАО « КЗТС» не было случаев отказа инвалидам в приеме на работу в счет установленной квоты, то есть со стороны ответчика отсутствует нарушение прав инвалидов в сфере трудоустройства. Просит в удовлетворении требования отказать.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В целях реализации положений федерального законодательства Правительством Свердловской области принято Постановление № 246 –ПП от 31 марта 2005 года «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», согласно которому организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании установлено следующее:

Среднесписочная численность ОАО « КЗТС» составляет 1663 работника. На момент прокурорской проверки в ОАО « КЗТС» работало 23 инвалида. Вместе с тем, в силу требований вышеуказанных нормативно-правовых актов размер квоты для приема на работу инвалидов, исходя из среднесписочной численности работников, должен составлять 33 рабочих места. Исходя из информации, предоставленной ответчиком в адрес ГУ «Кировградский ЦЗ» явствует, что в период с *** года по *** года свободные рабочие места (вакантные должности) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты отсутствовали. Таким образом, установлено, что ответчиком не выполняется установленная квота для приема на работу граждан из числа инвалидов. Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время трудоустроено 28 инвалидов, то есть необходимо трудоустроить в счет квоты 6 инвалидов, а не 11, как указано в информации службы занятости, значения не имеют, поскольку информация о трудоустройстве только 23 инвалидов была представлена в службу занятости самим ответчиком. Кроме этого, даже при трудоустройстве 28 инвалидов установленная квота не будет выполнена, что подтверждает сам ответчик. Ссылка ответчика на то, что в настоящее время у ответчика имеются вакантные рабочие места, из которых имеется возможность выделить рабочие места для инвалидов, также не свидетельствует о выполнении установленной квоты. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов. Сведений о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов ответчик в службу занятости не предоставлял, не предоставил такой информации и в настоящее время, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.

При указанных обстоятельствах, заявленное прокурором г. Кировграда требование подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход муниципального образования Кировградский городской округ в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «КЗТС» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ОАО «КЗТС» создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2 % среднесписочного количества работников предприятия.

Взыскать с ОАО «КЗТС» в доход муниципального образования Кировградский городской округ госпошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, имеющими право на обжалование решения суда, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу, то есть решение было обжаловано в кассационном порядке.

Судья: Е.В. Альшевская